Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пашковского Д.И.
судей Елисеевой А.Л., Пташника И.П.,
при секретаре Сафине Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры "адрес" о возложении обязанности по возврату денежных средств,
по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 10.02.2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края об обязании вернуть незаконно удержанные денежные средства в размере 185 000 рублей при выдаче жилищного сертификата, - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о возложении обязанности по возврату денежных средств на сумму 185 000 руб. Свои требования истица мотивировала тем, что с 23.07.1992 года состояла в очереди на получение жилищной субсидии для лиц, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севра и приравненных к ним местностей, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2015 годы". В 2012 году она получила Государственный жилищный сертификат (далее ГСЖ) на приобретение жилья. Впоследствии, размер жилищной субсидии был уменьшен ответчиком на сумму, полученную по договору купли-продажи дома ее родителей. Поскольку при оформлении документов ею были представлены данные о том, что она проживала в районе Крайнего Севера, при выезде сдала свою квартиру в сельсовет п.Караул, иное имущество за ней, по данным базы БТИ г. Дудинки, на праве собственности не было зарегистрировано; дом ее родителей не имеет отношения к указанной выше программе и был куплен за личные сбережения, в связи с чем, она просит обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края вернуть незаконно удержанные денежные средства в размере 185 000 рублей при выдаче ГСЖ.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда. Полагает, что ? доля дома ее родителей, полученная в порядке наследования, не может учитываться при определении размера жилищной субсидии.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, надлежащим образом извещенного о рассмотрении данного дела (л.д.77), не сообщившего суду об уважительности неявки в суд.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав ФИО1, поддержавшую доводы своей жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом 1-й инстанции, ФИО1 с 23.07.1992 года состоит на учете на получение жилищной субсидии. ПО информации Бюро технической инвентаризации г. Дудинки по состоянию на 31.12.1998 года за ФИО1 какие-либо объекты недвижимости имущества на праве собственности или ином вещном праве не были зарегистрированы. По данным Иланского участка Канского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" филиала по Красноярскому краю на 12.05.1999 года за ФИО1 право собственности не зарегистрировано, участие в приватизации не принимала. Министерством строительства и архитектуры Красноярского края произведен расчет размера социальной выплаты, и ФИО1 10.05.2012 года выдан государственный жилищный сертификат (ГСЖ) серии ПС N 330708, удостоверяющий право ФИО1 на получение социальной выплаты для приобретения жилья размере 705 876 руб., с указанием на уменьшение размера социальной выплаты 185 000 рублей. При уменьшении суммы социальной выплаты, ответчик руководствовался представленными документами, подтверждающими, что на основании договора купли-продажи от 26.03.2010 года ФИО6 и ФИО1 (истица) в лице представителя ФИО7, произвели отчуждение за 370 000 руб. земельного участка и жилого дома, находящихся по адресу: "адрес" N25. Отчуждаемый земельный участок принадлежал ФИО1, ФИО6 по ? доли каждому на основании договора купли-продажи земельного участка от 28.01.2010 года N12. Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" край, "адрес" N принадлежал ФИО1, ФИО6 по ? доли каждому на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 19.11.2009 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.12.2009 года, завещанием от 07.02.1989 года.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. от 17.07.2011) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом, для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Аналогичная норма содержится в п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015".
Анализ приведенных норм свидетельствует, что при расчете размера жилищной субсидии должны учитываться все сделки принадлежащих гражданам-получателям субсидии и (или) членам их семьи жилых помещений, совершенные после постановки данных лиц на учет в качестве граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. При этом не имеют значение цели отчуждения гражданином жилых помещений, поскольку Законом предусмотрена обязанность граждан по безвозмездному отчуждению всех жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.
Размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата (п. 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153).
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о возложении обязанности по возврату незаконно удержанных денежных средств в размере 185 000 рублей (из расчета: 370000 руб./2) при выдаче жилищного сертификата, суд 1-й инстанции обоснованно исходил из того, что после постановки 23.07.1992 года на учет для получения жилищной субсидии ФИО1 произвела отчуждение по договору купли-продажи от "дата" принадлежащей ей на праве собственности ? доли на земельный участок и жилой дом, расположенных по адресу: "адрес" N25. При этом, суд 1-й инстанции пришел к верному выводу о том, что при выдаче жилищного сертификата подлежала вычету сумма 185 000 рублей (т.е. половину от вырученных по сделке денежных средств: 370 000 руб.х ?), исходя из того, что указанная недвижимость принадлежала ФИО1 и ФИО6 по ? доли каждому на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Судебная коллегия полагает, что суд 1-й инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для вычета стоимости отчужденного истцом недвижимого имущества при выдаче ГСЖ, в связи с чем, правомерно отказал в истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения ч.4 ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не должны распространяться на данные правоотношения, поскольку указанные требования закона действуют с 01.01.2012г., то есть после отчуждения земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" N25, а также расположенного на указанном земельном участке жилого дома, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, ввиду следующего.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1). К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2).
Отчуждение принадлежащего в порядке наследования истице недвижимого имущества и право на получение жилищного сертификата возникло у ФИО1 в период действия прежней редакции Закона, вместе с тем, расчет субсидии в указанный период ей произведен не был, и, следовательно, размер субсидии не может быть определен в соответствии с нормами материального права, утратившими силу на время принятия решения органа исполнительной власти о социальной выплате.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.01.2012 N 156-О-О, требование о предоставлении такой выплаты, как жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья и определяя условия его возникновения, вправе, как это следует и статей 37 (часть3), 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и различные условия предоставления субсидий в зависимости от наличия у граждан в собственности жилья. Подобное правовое регулирование, допускающее возможность оказания социальной поддержки не только гражданам, не имеющим жилья, но и владельцам жилых помещений при условии выполнения ими установленных законом требований, не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Аргументы жалобы о том, что размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшению не подлежал, поскольку отчуждаемое жилое помещение было приобретено в силу наследования, являются несостоятельными в силу приведенных выше норм, из которых следует, что положения ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" обязывает государственный орган, в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшить на сумму, полученную по договору (купли-продажи, дарения и т.д.). При этом основания приобретения в собственность жилого помещения правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение вынесенное судом решение, поскольку по существу все эти доводы сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, проанализировав собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законов, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены, либо изменения судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 10.02.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.