Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 05 июня 2014 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: БАСОВА А.И.,
СУДЕЙ: КУНЦЕВИЧА Ю.М.,
ЕРШОВА К.Г.,
при секретаре ДАВЫДОВЕ А.А.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2014 года по заявлению капитана Зинченко Ярослава Евгеньевича об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанного с исключением его из списка на предоставление служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи БАСОВА А.И., объяснения представителя заявителя Расторгуева А.В. в обоснование доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Уведомлением заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ЗРУЖО) N 04-05/425 от 7 ноября 2013 года Зинченко исключен из списка на предоставление служебных жилых помещений в связи с "выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего включение в список, при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся". Помимо этого, в решении указывается на наличие в действиях военнослужащего признаков злоупотребления своим правом, выразившегося в распоряжении им ранее предоставленным ему жилым помещением.
Зинченко обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным данное решение заместителя начальника ЗРУЖО в части исключения его из списка на предоставление служебного жилого помещения;
- обязать ЗРУЖО включить заявителя в список на предоставление служебных жилых помещений.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2014 года в удовлетворении данного заявления отказано.
При этом суд на основе анализа п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, п. 4 Инструкции о порядке обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 80 от 15 февраля 2000 года, п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года, исходил из того, что оспариваемым решением права заявителя не нарушены, поскольку он и его жена были обеспечены постоянным жилым помещением по месту прохождения военной службы Зинченко.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене указанного судебного постановления в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, их недоказанностью, неправильным применением норм материального права и о принятии по делу нового решения с удовлетворением заявленных требований.
Ссылаясь на ст.ст. 57 и 249 ГПК РФ он обращает внимание суда на то, что должностным лицом не исполнена процессуальная обязанность по представлению доказательств в обоснование законности оспариваемого решения. На этом основании заявитель приходит к выводу о недоказанности следующих обстоятельств:
- отсутствия у него права в ноябре 2006 года на получение служебного жилого помещения;
- ошибочности решения жилищной комиссии от 16 ноября 2006 года о принятии Зинченко на жилищный учет;
- наличия у ЗРУЖО права на отмену этого решения жилищной комиссии;
- наличия оснований для исключения заявителя из списка на предоставление служебного жилого помещения;
- соблюдения должностным лицом порядка принятия оспариваемого решения.
По мнению автора апелляционной жалобы, суд при рассмотрении настоящего дела не установил дату выявления неправомерных действий и должностное лицо их совершившее, существо этих действий и их фиксацию.
Зинченко полагает ошибочным применение к спорным правоотношениям ч.ч. 1 и 2 ст. 56 ГПК РФ, так как указанные нормы регулируют вопросы снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Заявитель же претендует на получение специализированного жилого помещения. Помимо этого, заявитель считает, что он мог быть снят с учета только решением жилищной комиссии, которая принимала его на этот учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Вопреки указанию в апелляционной жалобе, при рассмотрении настоящего дела судом верно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда основываются на доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального законов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом не допущено.
Как установлено по делу и не оспаривается в апелляционной жалобе, в феврале 1995 года Зинченко в качестве члена семьи военнослужащего был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания в г. ... В 2000 году он поступил на военную службу, а в 2005 году получил первое офицерское звание в связи с окончанием военного образовательного учреждения профессионального образования и был назначен на воинскую должность в ... Министерства обороны РФ, дислоцированное в г. ... 6 октября 2005 года заявитель обратился с рапортом о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решением жилищной комиссии ... от 16 ноября 2006 года Зинченко принят на учет для получения жилого помещения (однокомнатной квартиры).
С учетом времени окончания военного образовательного учреждения и назначения на воинскую должность, а также положений п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (здесь и далее - редакция закона, действовавшая в момент возникновения спорных правоотношений), гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель относится к числу военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жилым помещением.
По смыслу данной нормы и изданных в ее развитие подзаконных нормативных актов, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей гарантированно право на предоставление не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебных жилых помещений по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Вместе с тем, эта гарантия установлена не для всех военнослужащих, а лишь для лиц не обеспеченных по месту службы жилыми помещениями, что вытекает, в том числе и из положений ч. 2 ст. 99 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 15 названного Федерального закона, за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Из представленных заявителем и его представителем в суд документов усматривается, что до поступления на военную службу Зинченко в качестве члена семьи военнослужащего в 1995 году был обеспечен благоустроенным жилым помещением для постоянного проживания в г ...
С учетом приведенной нормы и данного обстоятельства заявитель после назначения на воинскую должность в том же населенном пункте вплоть до июня 2010 года в силу закона сохранял право на проживание в жилом помещении, ранее предоставленном от Министерства обороны РФ. По этой причине у заявителя отсутствовало основание требовать предоставления ему служебного жилого помещения в г. ... по прибытию в этот населенный пункт после окончания военно-учебного заведения.
Данные обстоятельства не были приняты во внимание жилищной комиссией ... при принятии Зинченко на учет для получения жилого помещения 16 ноября 2006 года. Помимо этого, жилищная комиссия не учла, что к рапорту Зинченко о принятии его на жилищный учет не были приложены все необходимые документы, предусмотренные п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 80 от 15 февраля 2000 года, и имеющие отношения к квартире, в которой заявитель в тот момент проживал.
В связи с этим заместитель начальника ЗРУЖО в оспариваемом решении пришел к обоснованному выводу о наличии неправомерных действий со стороны жилищной комиссии при решении вопроса о принятии Зинченко на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, это обстоятельство, равно как и компетенция должностного лица по проверке обоснованности постановки военнослужащего на жилищный учет, правильно установлены судом первой инстанции на основании исследованных в судебном заседании доказательств.
В силу п. 31 названной выше Инструкции, выявление неправомерных действий должностных лиц при принятии на учет являлось самостоятельным основанием к снятию военнослужащего с такого учета.
К моменту принятия оспариваемого решения ЗРУЖО действие этой Инструкции утратило силу. Взамен этой инструкции Министром обороны РФ была утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
В соответствии с положениями действующей в настоящее время Инструкции, для получения военнослужащим служебного жилого помещения нахождение военнослужащего на жилищном учете не требуется, но военнослужащий включается в список на предоставление служебных жилых помещений. Вместе с тем эта Инструкция не содержит порядка и оснований исключения военнослужащих из списка на предоставление служебного жилого помещения. Не содержатся такие порядок и основания в иных нормативных правовых актах, регулирующих вопрос обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. Однако это не означает, что структурное подразделение уполномоченного органа (к числу которых относится и ЗРУЖО) не вправе решить вопрос об исключении военнослужащего из списка на предоставление служебного жилого помещения при наличии к тому оснований.
В отсутствие норм военно-административного и жилищного законодательства, регулирующих такие правоотношения, и должностное лицо, и суд первой инстанции в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, по существу, правильно применили жилищное законодательство, регулирующего сходные правоотношения (аналогию закона), в виде положений ст. 56 ЖК РФ.
В качестве одного из оснований снятия граждан с жилищного учета данная норма предусматривает выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В данном случае, как указывалось выше, такие неправомерные действия были совершены жилищной комиссией ... при принятии Зинченко на жилищный учет.
На этом основании оспариваемое решение ЗРУЖО требованиям жилищного законодательства не противоречит, а ст. 56 ЖК РФ к спорным правоотношениям применена правильно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, процедура принятия оспариваемого решения была максимально приближена к процедуре, установленной ч. 2 ст. 56 ЖК РФ. Жилищная комиссия военного представительства компетенцией по рассмотрению этого вопроса, равно как и по порядку обеспечения Зинченко служебным жилым помещением, начиная с ноября 2010 года, не обладала.
К правильным выводам должностное лицо и суд пришли и по вопросу злоупотребления правом со стороны заявителя. Как установлено по делу, до декабря 2011 года Зинченко сохранял право пользования квартирой, ранее полученной от Министерства обороны РФ. С 8 декабря 2011 года заявитель снялся с регистрационного учета в этой квартире и зарегистрировался по адресу военного представительства. Жена заявителя также до июня 2013 года была зарегистрирована в квартире своей матери, после чего снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась по месту службы мужа. В результате этих действий Зинченко и его супруги созданы искусственные условия для обеспечения их служебным жилым помещением. В связи с этим должностное лицо пришло к обоснованному выводу об отсутствии оснований, на момент принятия оспариваемого решения, для обеспечения семьи Зинченко служебным жилым помещением в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Утверждение заявителя о неисполнении должностным лицом процессуальной обязанности, закрепленной ст. 249 ГПК РФ, соответствует действительности. Возражения представителя заинтересованного лица и соответствующие доказательства поступили в суд после рассмотрения заявления Зинченко по существу. Однако это обстоятельство в данном конкретном случае не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного решения. Суд установил значимые по делу обстоятельства на основании доказательств, представленных заявителем. Перечень этих доказательств сопоставим с документами, находившимися в ЗРУЖО. В связи с этим принятое по делу решение нельзя признать незаконным и необоснованным в смысле требований ст. 195 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2014 года по заявлению капитана Зинченко Ярослава Евгеньевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.