Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 20 мая 2014 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Ершова К.Г.,
Лазарева Е.В.,
при секретаре Сидорчук Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Левченко С.Н. на решение Псковского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению старшины Левченко С.Н. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Западное региональное управление жилищного обеспечения) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Решением Псковского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2014 года отказано в удовлетворении заявления Левченко о признании незаконным решения Западного регионального управления жилищного обеспечения от 3 февраля 2014 года N 60-14/2014/03 об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с даты первоначального обращения - 28 августа 2013 года.
Принимая данное решение, гарнизонный военный суд указал на обеспеченность заявителя жилым помещением свыше учетной нормы на каждого проживающего, установленной органом местного самоуправления по месту его проживания - в Псковском районе Псковской области, а также сослался на сообщение военного коменданта о том, что г.Псков, в котором заявитель проходит военную службу, и д.Родина Псковского района, в которой расположено занимаемое заявителем жилое помещение, находятся в пределах одного территориального военного гарнизона.
В апелляционной жалобе заявитель Левченко С.Н. просит отменить решение гарнизонного военного суда в связи с нарушением норм процессуального права, неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что военный комендант Псковского гарнизона, справка которого положена в основу решения суда, не уполномочен определять границы военного гарнизона.
Автор жалобы полагает, что право на постановку на жилищный учет для получения жилья в г.Пскове возникло у него в связи с изменением жилищных условий после рождения ребенка.
По его мнению, в решениях одного и того же суда от 9 декабря 2013 года и от 24 февраля 2014 года содержатся прямо противоположенные выводы об одном и том же предмете при том, что в первом решении суд указал на наличие у него права на получение жилого помещения по месту военной службы в г.Псков и отсутствие предусмотренных статьей 51 ЖК РФ препятствий для его постановки на жилищный учет.
Заявитель ссылается на нарушение судом требований статьи 147 ГПК РФ, поскольку подготовка дела к судебному разбирательству проведена не судьей, а работником аппарата суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, старшина Левченко при увольнении с военной службы в 2011 году на семью из двух человек (он и супруга) на условиях социального найма был обеспечен отдельной однокомнатной квартирой в д.Родина Псковского района Псковской области общей площадью 39 квадратных метров (л.д.70, 73, 83-84).
В том же году после небольшого перерыва Левченко вновь поступил на военную службу по контракту в войсковую часть ... , дислоцирующуюся в г.Псков. 28 октября 2012 года у заявителя родился сын Артем и количество членов его семьи, проживающих в предоставленном жилом помещении составило 3 человека. При этом обеспеченность каждого члена семьи военнослужащего Левченко общей площадью жилого помещения составила 13 квадратных метров (л.д.71-73, 89).
Постановлением Псковской городской думы от 8 июля 2005 года N 447 учетная норма в г.Пскове установлена в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого проживающего.
Учитывая, что Левченко заключил первый контракт о прохождении военной службы в 1996 году, имеет выслугу более 5 лет, проходит военную службу в воинской части на территории г.Псков, в котором согласно материалам дела ни у него, ни у членов его семьи не имеется жилых помещений, он в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ вправе быть принятым на учет военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях.
Вопреки выводам суда первой инстанции, в данном случае применению подлежит учетная норма, установленная в местности, в которой военнослужащий претендует на жилищное обеспечение, а не по месту его фактического проживания.
Такой вывод следует из системного анализа положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 50 и 51 Жилищного кодекса РФ, а также отдельных положений изданных в их развитие подзаконных нормативных правовых актов: пункта 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), пункта 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512.
Согласно названным нормам военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями либо по месту военной службы, либо по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы, вследствие чего при их принятии на жилищный учет должны применяться учетные нормы, установленные соответствующими органами местного самоуправления.
Учетные нормы, установленные по месту нахождения занимаемых военнослужащими жилых помещений, правового значения не имеют, что обусловлено спецификой прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, поскольку суд применил нормы жилищного законодательства, не подлежащие применению, и не применил нормы, подлежащие применению.
Принимая во внимание, что по жилищному вопросу Левченко уполномоченным органом неоднократно принимались решения и в настоящее время иных препятствий для его принятия на жилищный учет, кроме соблюдения учетной нормы, из материалов дела не усматривается, окружной военный суд признает его заявление обоснованным и полагает необходимым возложить на уполномоченный орган обязанность принять заявителя и членов его семьи на жилищный учет с даты его обращения - 28 августа 2013 года, как это предусмотрено пунктом 8 Инструкции.
Поскольку требования заявителя удовлетворены, окружной военный суд на основании статьи 98 ГПК РФ взыскивает с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в г.Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу Левченко судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы, в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решением Псковского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению старшины Левченко Сергея Николаевича отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление Левченко С.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 60-14/2014/03 об отказе в принятии Левченко С.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять Левченко С.Н. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 28 августа 2013 года.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в г.Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу Левченко С.Н. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.