Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: САВЕЛЬЕВА И. Г.
судей: ЛАЗАРЕВА Е.В.
ЯКОВЛЕВА А. Г.
при секретаре Навлевой Е.О. рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 13 февраля 2014 года по заявлению прапорщика запаса Ковергиной Елены Ивановны об оспаривании действий начальников отряда Пограничного контроля "Санкт-Петербург" и Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области", связанных с выплатой единовременного пособия при увольнении с военной службы.
Заслушав доклад судьи Савельева И. Г., объяснения представителей начальников отряда пограничного контроля и пограничного управления Иванова И.В. и Галиуллина А.М. соответственно с изложением доводов апелляционной жалобы, возражения представителя заявителя Ломкова А.В., полагавшего оставить решение без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Согласно приказу начальника отряда Пограничного контроля "Санкт-Петербург" от 25 октября 2013 года N 166-лс Ковергиной в связи увольнением с военной службы по возрасту назначено к выплате единовременное пособие в размере 2 окладов денежного содержания. В приказе указано, что на день исключения из списков личного состава 31 октября 2013 года продолжительность ее военной службы составляет 10 лет 8 месяцев.
В заявлении в суд Ломков А.В., представляющий интересы Ковергиной по доверенности, просил: признать незаконным данный приказ в части установления размера единовременного пособия; обязать начальника отряда изменить приказ в данной части и установить Ковергиной единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания, а начальника пограничного управления - выплатить ей указанное пособие в размере 5 окладов денежного содержания. В обоснование заявления указано, что при определении размера пособия командованием не были учтены требования пунктов 1, 17 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу, утвержденного постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, в соответствии с которыми в продолжительность военной службы включаются служба в милиции (полиции) РФ и бывшего Союза ССР, в том числе служба в органах внутренних дел других государств-участников СНГ и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Россией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет периодов службы в выслугу лет. С учетом службы Ковергиной в полиции ее выслуга лет составляет более 28 лет, а поэтому она имеет право на пособие в размере 7 окладов денежного содержания.
Суд удовлетворил заявление полностью и обязал начальника пограничного управления выплатить Ковергиной единовременное пособие, равное 5 окладам денежного содержания, дополнительно к выплаченным ранее 2 окладам при исключении из списков личного состава части. При этом суд определил продолжительность военной службы Ковергиной с зачетом периода ее службы в МВД Республики Казахстан.
В апелляционной жалобе представитель начальника пограничного управления Галиуллин А.М. просит отменить решение вследствие нарушения и неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Он утверждает, что решение суда противоречит Федеральным законам "О воинской обязанности и военной службе", "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" и Положению о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которыми служба в органах МВД Казахстана не является военной службой и не подлежит учету при определении размера выходного пособия. Этот период засчитывается в продолжительность военной службы в случае, если это специально предусмотрено законодательством применительно к назначению исчисления и зачета стажа.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает отменить решение по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление, суд в решении указал, что представленные командованием доказательства подтверждают продолжительность военной службы Ковергиной свыше 20 лет, а поэтому в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" она имеет право на единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания.
Однако этот вывод не соответствует обстоятельствам дела.
Как видно из приказа начальника пограничного отряда от 25 октября 2013 года N 166-лс, выслуга лет Ковергиной в календарном исчислении составляет 10 лет 8 месяцев, в льготном исчислении -5 лет 4 месяца, служба в органах внутренних дел для назначения пенсии -12 лет 11 месяцев, а всего более 28 лет.
При этом время ее службы в качестве милиционера по охране государственных объектов в органах внутренних дел в г. Караганда Казахской ССР в период с 12 сентября 1985 года по 1 января 1992 года и служба в той же должности в органах внутренних дел Республики Казахстан в период с 1 января 1992 года по 18 августа 1998 года была включена в выслугу лет военнослужащего только для назначения пенсии.
Таким образом, суд произвел зачет в общую продолжительность военной службы Ковергиной период ее службы в милиции не только в целях назначения пенсии, но и для определения размера единовременного пособия при увольнении с военной службы, о чем в данном приказе не указано.
Кроме того, произведенный судом зачет периода службы в органах внутренних дел в выслугу военной службы противоречит пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Согласно этой правовой норме размер единовременного пособия определяется в зависимости от общей продолжительности военной службы: до 20 лет - 2 оклада денежного содержания, а 20 лет и более -7 окладов денежного содержания.
Понятие общей продолжительности военной службы раскрыто в пункте 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы. Она включает в себя все время военной службы военнослужащего, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случае повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В льготном исчислении она определяется лишь в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" под военной службой подразумевается особый вид государственной службы исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, в том числе в органах федеральной службы безопасности. Служба в органах внутренних дел в данной правовой норме не упоминается.
Из приведенных нормативных правовых актов и представленных командованием сведений следует, что общая продолжительность военной службы Ковергиной составляет 10 лет и 8 месяцев. Следовательно, она относится к категории военнослужащих, которым при увольнении с военной службы единовременное пособие выплачивается в размере 2 окладов денежного содержания, как это установлено в пункте 3 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Поскольку указанный в оспариваемом приказе размер пособия соответствует выслуге лет Ковергиной и требованиям закона, оснований полагать, что начальник пограничного отряда нарушил права и свободы заявителя, у суда не имелось.
Что касается периода службы в органах внутренних дел, то в соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" он подлежит зачету в срок военной службы лишь при назначении пенсии военнослужащим, уволенным с военной службы.
На основании пункта 17 данного постановления в редакции до 1 января 2013 года такой зачет осуществлялся и в целях определения размера единовременного пособия. Однако, постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1236 "О внесении изменений в постановление Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941" названный пункт в отношении военнослужащих ФСБ РФ признан утратившим силу с 1 января 2013 года.
Принимая во внимание, что действующее на день издания оспариваемого приказа законодательство не содержит нормы, допускающей зачет военнослужащим ФСБ РФ периода службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы в целях определения размера единовременного пособия, решение суда об удовлетворении заявления Ковергиной является ошибочным и подлежит отмене вследствие неправильного применения норм материального права с принятием нового решения на основании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 часть 1 пункт 4 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 13 февраля 2014 года по заявлению прапорщика запаса Ковергиной Елены Ивановны об оспаривании действий начальников отряда Пограничного контроля "Санкт-Петербург" и Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области", связанных с выплатой единовременного пособия при увольнении с военной службы, отменить.
Принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления Ковергиной Е.И. отказать полностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.