Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Объектова Е.Л.,
Лазарева Е.В.,
при секретаре Навлевой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявительницы Панфиловой Р.И. на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению сержанта в отставке Панфиловой Р.И. об оспаривании решения командующего войсками Западного военного округа о ее увольнении с военной службы.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., объяснения заявительницы Панфиловой Р.И., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя командующего войсками Западного военного округа Татаринова Д.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции Балеевских В.Ю., предложившего решение суда оставить без изменения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Панфилова обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным приказ командующего войсками Западного военного округа от 9 декабря 2013 года N 295 (пункт 31 параграфа 3) по личному составу и строевой части о ее увольнении с военной службы на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Свои требования заявительница обосновала тем, что она не была обеспечена жилым помещением по установленным нормам и без ее согласия не могла быть уволена с военной службы.
Для восстановления нарушенного права Панфилова просила восстановить ее на военной службе, возместить причиненные незаконным увольнением убытки и компенсировать моральный вред в размере 20000 рублей.
Решением Выборгского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2014 года в удовлетворении заявления Панфиловой отказано.
Принимая данное решение, суд сослался на обеспеченность заявительницы жилым помещением для временного проживания по последнему месту военной службы и, как следствие, на отсутствие предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" препятствий для ее увольнения с военной службы.
В апелляционной жалобе заявительница Панфилова Р.И. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявительница указывает, что в настоящее время она проживает в служебном жилом помещении в закрытом военном городке - пос.Каменка Ленинградской области, предоставленном только на время военной службы, а постоянным жилым помещением в избранном месте жительства - Санкт-Петербурге она не обеспечена.
По ее мнению, в силу пункта 14 статьи 15, абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, директивы командующего войсками Западного военного округа от 25 декабря 2013 года N Д-37 приведенные факты свидетельствуют о невозможности ее увольнения с военной службы до обеспечения жильем по установленным нормам.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник военного прокурора Выборгского гарнизона старший лейтенант юстиции Щербина А.В. предлагает решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Панфилова в 1989 году в составе семьи ее супруга-военнослужащего обеспечена отдельной двухкомнатной квартирой общей площадью 46,8 кв. метров в пос.Каменка Выборгского района Ленинградской области, включенном распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р в перечень закрытых военных городков. В настоящее время в жилом помещении, которое абзацем 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отнесено к специализированному жилищному фонду, Панфилова проживает одна (л.д.12-13, 40).
В период с 1993 года по 27 декабря 2013 года Панфилова в течение более 14 лет (с перерывом) проходила военную службу по контракту. При этом последнее место ее военной службы в войсковой части ... совпадает с местом ее жительства (л.д.6-8, 80-81).
С 4 декабря 2009 года заявительница на основании части 4 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства - Санкт-Петербурге (л.д.11).
Таким образом, на день увольнения с военной службы, состоявшегося на основании приказа командующего войсками Западного военного округа от 9 декабря 2013 года N 295, Панфилова обеспечена служебным жилым помещением по установленным нормам по последнему месту ее военной службы.
При этом в соответствии с действовавшими в период вселения Панфиловой в жилое помещение правилами, установленными статьей 94 и пунктом 4 статьи 108 ЖК РСФСР, военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, а также семьи военнослужащих не подлежали выселению из военных городков и служебных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений.
Несмотря на изменение указанных правил в связи с введением с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ, в отношении заявительницы данные гарантии сохранены на основании статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно названной норме граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, в отношении Панфиловой, обеспеченной надлежащим жилым помещением применительно к условиям военной службы, отсутствовали препятствия для увольнения с военной службы по возрасту до обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пунктом 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
В результате, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Директива командующего войсками Западного военного округа от 25 декабря 2013 года N Д-37, на которую ссылается автор апелляционной жалобы, не является нормативным правовым актом, регулирующим порядок реализации жилищных прав военнослужащих. К тому же директивой не предусмотрены иные правила, чем установлены законом.
Иные доводы жалобы не являются значимыми и не могут являться основанием для отмены или изменения судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению сержанта в отставке Панфиловой Р.И. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявительницы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.