Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 июня 2014 г. по делу N 33А-864
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н.,
судей:
Масенина П.Е.,
Богдашова Д.А.,
при секретаре Морозовой Л.И., с участием представителя заявителя Плотвинова С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления майора Лещенко ФИО9 об оспаривании действий начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел), связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Лещенко, заключивший первый контракт в октябре 1996 года в период обучения в военном учебном заведении, проходит военную службу в войсковой части N
Решением начальника отдела от 03 февраля 2014 года N 1/ТС-17 заявителю отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что календарная продолжительность его военной службы составляет менее 20 лет и он относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Посчитав свои права нарушенными, Лещенко обратился в суд с заявлением, в котором, оспаривая упомянутые действия начальника отдела, просил признать их незаконными и обязать названное должностное лицо поставить его на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Судом первой инстанции в удовлетворении его заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона "О статусе военнослужащих", постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, другие нормативно-правовые акты и судебную практику, указывает, что он вправе быть признанным нуждающимся в жилье по договору социального найма, поскольку продолжительность его военной службы в льготном исчислении составляет более 20 лет.
Отмечает, что действующее законодательство, регулирующее вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, предусматривает наличие общей продолжительности военной службы 20 лет, не конкретизируя о необходимости её календарного исчисления.
Ссылаясь на п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, делает вывод, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, в том числе и в льготном исчислении.
Обращает внимание на то, что нормативно-правового акта, который бы императивно устанавливал необходимость исчисления выслуги лет военнослужащего при рассмотрении вопроса о его признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, именно в календарном исчислении, законодательство РФ не содержит.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что Лещенко заключил первый контракт в октябре 1996 года являясь курсантом военного училища, а потому в силу п. 1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Закона определено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Из приведенной нормы закона следует, что предоставление жилого помещения военнослужащим производится по избранному ими постоянному месту жительства.
Это же предусмотрено и п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, согласно которому для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление с указанием избранного постоянного места жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации только при увольнении с военной службы.
Таким образом, заявитель, обеспечиваемый на весь период военной службы служебным жилым помещением, лишь при увольнении с неё вправе рассчитывать на реализацию своего права на жилое помещение, предусмотренного абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона.
По делу установлено, что Лещенко в настоящее время проходит военную службу в войсковой части N, заключил новый контракт о прохождении военной службы до 2016 года, а, следовательно, статусом увольняемого не обладает и в настоящее время не подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма в избранном месте жительства.
При таких данных отказ начальника отдела в принятии заявителя на жилищный учёт и решение суда об отказе в удовлетворении его заявления являются правильными.
Что же касается доводов Лещенко относительно необходимости подсчета продолжительности его военной службы в льготном исчислении, то суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Из анализа вышеназванного Закона следует, что он предусматривает два понятия, а именно: общая продолжительность военной службы в льготном исчислении и общая продолжительность военной службы в календарном исчислении.
Этот же Закон учитывает продолжительность военной службы в льготном исчислении только в трех случаях: при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы; при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих; при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию. При предоставлении всех других социальных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в расчет принимается только календарная выслуга лет.
В силу п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
Как указано выше, Закон предусматривает только три случая, когда продолжительность военной службы учитывается в льготном исчислении, в число которых вопрос по предоставлению жилого помещения не входит.
Следовательно, для реализации жилищных прав заявителя при увольнении с военной службы на получение жилищной субсидии или жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства, общая продолжительность его военной службы подлежит учёту только в календарном исчислении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 329 и п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2014 года по заявлению Лещенко ФИО10 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного военного суда Д.А. Богдашов
Секретарь судебного заседания Л.И. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.