Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Михалевой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лыкова С.А., действующего в интересах главы администрации муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, на постановление государственного инспектора Оренбургской области по охране природы Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 16 января 2014 года N 7 и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 28 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Кинева И.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Оренбургской области по охране природы Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 16 января 2014 года N 7 глава администрации муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Кинев И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
Решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 28 февраля 2014 года постановление государственного инспектора Оренбургской области по охране природы Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 16 января 2014 года N 7 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене постановления должностного лица, судебного решения и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 07 ноября 2013 года Бузулукской межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что согласно разработанной схеме очистки территории муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области от 09.04.2007 года N, на территории села Елховка должны быть размещены 5 контейнеров и 5 площадок, а на территории села Воронцовка - 1 контейнер и 1 площадка. Кроме того должны быть определены места для временного размещения отходов в данных населенных пунктах, составлен список улиц, подлежащих механизированной уборке. При визуальном осмотре села Елховка и села Воронцовка установлено, что на территории данных населенных пунктов отсутствуют отведенные места для временного размещения твердых бытовых отходов, отсутствуют площадки с твердым покрытием под контейнеры и ограждения мест складирования твердых бытовых отходов.
В селе Воронцовка осмотром выявлено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов площадью около 400 кв.м., расположенное на расстоянии 300 м на север от жилого дома N 13 по ул. Северная. Место размещения отходов не отвечает санитарных правил, в частности, отсутствует контроль поступающих отходов, отсутствует ограждение, границы участка не обозначены на местности, не ведется мониторинг состояния окружающей среды на прилегающей к месту размещения отходов территории.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Кинева И.Н. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), т.е. объективной стороны деяния.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относится к уставной деятельности администрации муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области.
Кроме того, в целях очистки (вывоза) твердых бытовых отходов и уборки мусора с территории Елховского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области администрацией муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области разработана и утверждена Схема очистки территории муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, заключен договор об оказании транспортных услуг с сельскохозяйственным кооперативом "60 Лет Победы".
Следовательно, администрацией муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области реализованы ее властно-распорядительной функции в области обращения с бытовыми отходами (их сбор и вывоз).
Вопрос о ненадлежащей организации властно-распорядительной функцией данного органа местного самоуправления не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, глава администрация муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Кинев И.Н. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Оренбургской области по охране природы Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 16 января 2014 года N 7 и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 28 февраля 2014 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Кинева И.Н. подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Лыкова С.А. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Оренбургской области по охране природы Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 16 января 2014 года N 7 и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 28 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования Елховский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Кинева И.Н. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.