Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 20 мая 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Иванчикова Д.А.,
судей: Леднёва А.А.,
Клубкова Ю.В.,
при секретаре Марининой К.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Саратовского военного института внутренних войск МВД России на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2014 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего указанного военного института Колесникова К.С. об оспаривании решения жилищной комиссии военного института связанного с отказом в принятии заявителя на жилищный учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Клубкова Ю.В., изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы и поданных относительно неё возражений, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Колесников с 1995 года проходит военную службу по контракту и имеет выслугу более 20 лет.
Решением жилищной комиссии Саратовского военного института внутренних войск МВД России от 27 ноября 2013 года (протокол N) Колесникову составом семьи из 4 человек отказано в принятии на учёт нуждающихся военнослужащих в обеспечении жилым помещением на основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ и ему предложено обратится с данным вопросом в органы местного самоуправления.
Считая свои права нарушенными, Колесников обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным решение жилищной комиссии названного выше института от 27 ноября 2013 года, в части его касающейся, обязать жилищную комиссию и начальника военного института повторно рассмотреть вопрос о постановке его на жилищный учёт составом семьи из 4 человек.
Решением Саратовского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2014 года заявление Колесникова удовлетворено.
Выражая несогласие с указанным выше решением суда, начальник Саратовского военного института внутренних войск МВД России подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы, он указал, что Колесников, имеет совместную долю с сыном в жилом помещении по адресу: "адрес", на правах общей долевой собственности (34/100) принадлежавшей его матери, общей площадью 19,6 кв.м., в которой зарегистрированы 7 человек. При этом супруга заявителя и их дочь зарегистрированы в общежитии по адресу: "адрес".
Начальник института также указывает на положения п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и распоряжения Главнокомандующего внутренними войсками МВД Российской Федерации от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186 и от 20 сентября 2010 года N 4/22-10710, обращая внимание на возможность признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий на общих основаниях только органами местного самоуправления.
В заключение жалобы, указывает, что заявитель до 1 марта 2005 года, то есть вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Саратовском военном институте внутренних войск МВД России не состоял, что лишает должностных лиц названного института возможности постановки Колесникова в данную очередь.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданных относительно неё возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии Саратовского военного института внутренних войск МВД Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N Колесникову с составом семьи из 4 человек отказано в принятии на учёт военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением на основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Согласно ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьёй 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно ч. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
На основании п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 927, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, Министерство внутренних дел вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закреплённому за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 12 февраля 2010 года N 75 Министр внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, согласно п. 22 которой военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия констатирует, что именно жилищная комиссия военного института, в котором проходит военную службу Колесников, а не орган местного самоуправления, как об этом ошибочно утверждается в апелляционной жалобе, уполномочена принимать решение о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции правильно установил указанные выше обстоятельства, которые явились поводом к отмене решения жилищной комиссии Саратовского военного института внутренних войск МВД России от 27 ноября 2013 года N в части касающейся отказа в принятии Колесникова на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 52 ЖК РФ.
Таким образом, не согласиться с правильным решением суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего Саратовского военного института внутренних войск МВД России Колесникова К.С. об оспаривании решения жилищной комиссии военного института связанного с отказом в принятии заявителя на жилищный учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Саратовского военного института внутренних войск МВД России - без удовлетворения.
Судья Приволжского окружного
военного суда Ю.В. Клубков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.