Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Насоновой В.Н.,
судей Левковой Г.И., Споршевой С.В.,
при секретаре Сидорове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 18 марта 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Сараевского района Рязанской области в интересах
Леденевой Т.В. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области обеспечить
Леденеву Т.В., 1947 года рождения, путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год согласно рекомендованному профилю лечения за счет средств федерального бюджета.
Установить Министерству социальной защиты населения Рязанской области срок для совершения указанных действий - 45 календарных дней с момента вступления решения в законную силу.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., возражения против доводов апелляционной жалобы прокурора Ачимова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сараевского района Рязанской области обратился в суд с иском в интересах Леденевой Т.В. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год. В обоснование требований указал, что Леденева Т.В., 1947 года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию.11 января 2013 года ГБУ Рязанской области "
"
...
" ЦРБ" Леденевой Т.В. в связи с наличием медицинских показаний в целях профилактики основных заболеваний была выдана справка для получения санаторно-курортной путевки. 11 января 2013 года на основании Федерального закона РФ от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и медицинской справки истица обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год. Однако, ответчик в нарушение требований закона до настоящего времени не обеспечил истицу санаторно-курортным лечением. Прокурор просил обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области предоставить Леденевой Т.В. путевку на санаторно-курортное лечение согласно рекомендованному профилю лечения по медицинскому заключению за 2013 год, установить ответчику срок для совершения указанных действий до 01 мая 2014 года.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает решение незаконным, постановленным с неправильным применением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сараевского района Рязанской области Шевчук Е.И. полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, заслушав возражения на апелляционную жалобу прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Судом установлено, что Леденева Т.В., 1947 года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно (справка МСЭ-2004
N от 27.01.2005 года).
11.01.2013 года она в установленном законом порядке обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки за 2013 год, приложив медицинскую справку N 209 от 11.01.2013 года, согласно которой ей рекомендовано санаторно-курортное лечение в местных санаториях, сезон: зима, весна, лето, осень.
Нуждаемость истицы в санаторно-курортном лечении подтверждается аналогичными справками ГБУ Рязанской области "
"
...
" ЦРБ" от 19.07.2012 года
N, от 09.07.2013 года
N и от 31.01.2014 года N560, т.е. нуждаемость сохраняется до настоящего времени.
Однако санаторно-курортное лечение по указанному заявлению предоставлено не было.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно признал за Леденевой Т.В. право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, при этом исходил из следующего.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Постановлением Правительства Рязанской области от 31.12.2009 г. N 384 "О предоставлении отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 26.07.2012 г. N 205) утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения.
В соответствии с настоящим Порядком путевками на санаторно-курортное лечение обеспечиваются граждане, имеющие место жительства в Рязанской области, из числа лиц, указанных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также приравненных законодательством Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки к гражданам, указанным в статье 6.1 Федерального закона, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний.
Учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Ответчик не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона РФ от 17.07.1999 г. N 178 ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Довод апелляционной жалобы о том, что путевка должна быть предоставлена истцу в соответствии с очередностью постановки на учет и в случае обязания Министерства выдать санаторно-курортную путевку Леденевой Т.В. вне очереди, выдача путевки будет осуществляться в ущерб другим гражданам, ожидающим получения путевки согласно своей очереди, является несостоятельным в связи с тем, что очередность предоставления данной меры социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрена, срок, в течение которого такая путевка должна быть предоставлена обратившемуся за ней лицу, законом установлен, истец обратился с соответствующим заявлением в 2013 году, однако данная обязанность ответчиком исполнена не была.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение, как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний, должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 18 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.