Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Пискуновой М.В.
судей Маркина А.В., Подольской А.А.
при секретаре Салихове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тохтасуновой Г.Ф. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Тохтасуновой Г.Ф. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Автозаводском районе г. Тольятти о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, - удовлетворить частично.
Тохтасуновой Гузелии Фатиховне в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитать периоды работы:
- с 09.04.1982 года по 08.09.1983 год в должности заведующей "данные изъяты"медпунктом районной больницы в исчислении 1 год за 1 год 3 месяца;
- периоды работы с 01.11.1988 года по 16.07.1992 года, с 13.04.1995 года по
30.11.1995 года, с 15.12.1995 года по 03.07.1997 года, с 18.07.1997 года по 08.09.1998 года,
с 30.09.1998 года по 18.10.1999 года, с 02.11.1999 года по 02.05.2000 года, с 01.06.2000
года по 29.08.2000 года, с 11.09.2000 года по 25.09.2000 года, с 01.10.2000 года по
30.11.2000 года в должности фельдшера выездной бригады анестезиолого-
реанимационной группы в исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев;
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17.07.1992 года по
12.10.1993 года в исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 13.10.1993 года по
12.04.1995 года в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маркина А.В., объяснения истца Тохтасуновой Г.Ф. и ее представителя - адвоката Паламарчук В.В. (по ордеру) в поддержание доводов жалобы, возражения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Тольятти - Энгеля А.А. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тохтасунова Г.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Тольятти (далее - УПФР) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
В обоснование требований указывала, что 21.03.2013 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" на льготных условиях в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением от 01.04.2013 г. ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды ее работы: с 09.04.1982 г. по 08.09.1983 г. в должности заведующей "данные изъяты" медпунктом районной больница, так как данное наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781; с 01.11.1988 г. по 30.11.2000 г. в должности фельдшера-анестезиста выездной бригады анестезиолого-реанимационной группы МУЗ " "данные изъяты"" не засчитан в стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 06 месяцев), так как данное наименование должности не предусмотрено Перечнем должностей, работа в которых в течение года засчитывается как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781; с 01.12.2000 г. по 21.03.2013 г. в должности фельдшера по приему вызовов ГБУЗ " "данные изъяты"", так как данное наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Кроме того, в стаж не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 06.10.1992 г. по 12.10.1993 г. со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516.
Полагая данное решение пенсионного органа нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, истец, уточнив исковые требования, просила суд зачислить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости время работы: с 09.04.1982 года по 08.09.1983 год в должности заведующей "данные изъяты" медпунктом "данные изъяты" центральной районной больницы "данные изъяты" области в льготном исчислении год работы за один год и три месяца; с 17.07.1992 г. по 12.04.1995 г. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в льготном исчислении год работы за один год и шесть месяцев; с 01.11.1988 г. по 30.11.2000 г. в должности фельдшера-анестезиста выездной бригады анестезиолого-реанимационной группы МУЗ " "данные изъяты"" в льготном исчислении год работы за год и шесть месяцев с исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы и
отпусков по уходу за ребенком до трех лет; с 01.12.2000 г. по 17.02.2014 г. в должности фельдшера по приему вызовов ГБУЗ " "данные изъяты"" и обязать УПФР назначить ей досрочную пенсию со дня обращения, то есть с 21.03.2013 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Тохтасунова Г.Ф. просит решение суда отменить в части отказа во включении в стаж периода работы с 01.12.2000 г. по 21.03.2013 г. в должности фельдшера по приему вызовов и фельдшера ГБУЗ " "данные изъяты"" и назначить ей льготную пенсию со дня обращения - 21.03.2013 г., приняв в указанной части новое решение.
Истец, считает, что судом не учтены представленные ею доказательства в обоснование требований об осуществлении ей лечебной и медицинской деятельности. Списками должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 предусмотрена должность "фельдшер" и в разделе "Наименование учреждений" предусмотрено "Станция скорой медицинской помощи". Таким образом, по мнению истца, наименование ее должности и наименования учреждения, в котором она работает, полностью соответствуют Списку. Указывает на то обстоятельство, что запись в ее трудовой книжке за оспариваемый период работы выполнена не в соответствии со штатным расписанием и в нарушение приказа главного врача. Однако это не должно ущемлять ее права на государственное социальное обеспечение. Выражает несогласие с тем, что в решении суда указано, что с 01.2004 г. должность "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде" изменена на должность "фельдшер оперативного отдела", так как, по мнению истца, в штатное расписание введена должность "фельдшер", а не "фельдшер оперативного отдела" и исключена должность "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде". Кроме того, считает, что ссылка в решении суда на анализ должностных инструкций за оспариваемый период является необоснованной, поскольку работодатель подходил формального к данному вопросу, новые должностные инструкции в соответствии с изменениями в штатном расписании не разрабатывались, а производилось их копирование. Также ссылается на то, что является несоответствующим действительности то обстоятельство, что работодатель не подтверждает льготный характер работы истца в оспариваемый период.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Тохтасунова Г.Ф. и ее представитель - адвокат Паламарчук В.В. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, просили ее удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР - Энгель А.А. возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Разрешая настоящий спор, возникший в рамках возникших правоотношений сторон, правильно установив юридические обстоятельства, имеющие значение для дела, дав оценку, представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применив нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, суд пришел к правомерным и обоснованным выводам о включении периода работы истца с 09.04.1982 г. по 08.09.1983 г. в должности заведующей "данные изъяты" медпунктом "данные изъяты" центральной районной больницы "данные изъяты" в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 03 месяца, поскольку из копии трудовой книжки и из справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, подтверждается, что истец в указанный период осуществляла лечебную деятельность, занимала штатную должность на 1,0 ставки при работе на полный рабочий день при условии работы в сельской местности.
Также, судом обоснованно включен в специальный стаж работы истца в период с 01.11.1998 г. по 30.11.2000 г. в должности фельдшера-анестезиста выездной бригады анестезиолого-реанимационной группы МУЗ " "данные изъяты"" на основании п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, Приказа Минздрава России от 26.03.1999 N 100, Приказа Минздравсоцразвития России от 31.05.2006 N 435.
Между тем, судом правильно исключены следующие периоды: с 01.12.1995 г. по 14.12.1995 г. (14 дн.), с 04.07.1997 г. по 17.07.1997 г. (14 дн.), с 09.09.1998 г. по 29.09.1998 г. (21 дн.), с 19.10.1999 г. по 01.11.1999 г.(14 дн.), с 03.05.2000 г. по 31.05.2000 г. (29 дн.), с 30.08.2000 г. по 10.09.2000 г. (12 дн.) на основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в связи с тем, что в указанные периоды истец находилась в отпусках без сохранения заработной платы.
Принимая решение о включении в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочную пенсию по старости периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 17.07.1992 г. по 12.10.1993 г. в льготном исчислении 1 года как 1 год и 06 месяцев и нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 13.10.1993 г. по 12.04.1995 г. в календарном исчислении, суд правильно руководствовался ст. 167 КЗоТ РСФСР, Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС СССР от 29.11.1989 N 375/24-11, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Поскольку в указанной части решение суда сторонами не обжалуется, то в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции, а потому, подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Тохтасунова Г.Ф. в период с 01.12.2000 г. по 17.02.2014 г. работает в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ГБУЗ " "данные изъяты"", несмотря на то обстоятельство, что с 01.2004 г. штатное расписание не предусматривало в своем составе указанную должность. Введена должность фельдшер оперативного отдела (Т. 1 л.д. 154, 159, 163, 171, 176, 179, 182, 187, 190-191, 199, 207, 215, 223, 229, 235, 241).
Суд, руководствуясь положениями п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что работа истца в спорный период в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку указанная должность не поименована в Списке должностей, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Кроме того, суд исходил из того, что анализ должностных инструкций истца в оспариваемый период свидетельствует о том, что ее обязанности являлись идентичными, как в должности фельдшера по приему вызовов, так и в должности фельдшера оперативного отдела.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда в связи со следующим.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 01.11.1999 и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи и работы в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, также не предусмотрено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности фельдшера по приему и передаче вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи и медицинской сестры по приему вызовов отделения скорой медицинской помощи.
Согласно Положению о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 N 100, в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др.
Таким образом, в должностные обязанности фельдшера и медсестры по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи не входит непосредственное оказание медицинской помощи населению.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.05. 2006 N 435 установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списками, утвержденными в 1999 и 2002 годах.
В отношении должности "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде" и тем более, "фельдшер оперативного отдела" такое тождество в установленном законом порядке не устанавливалось.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При рассмотрении спора по существу истцом факт исполнения обязанностей, отличных от обусловленных должностной инструкцией, доказан не был.
Как правильно указано судом в решении, случаи оказания истцом экстренной медицинской помощи гражданам, обратившимся непосредственно в отделение скорой медицинской помощи, не могут свидетельствовать о том, что она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня, как того требует в том числе п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе относительно того, что судом не учтены представленные истцом доказательства в обоснование требований об осуществлении ей лечебной и медицинской деятельности, являлись предметом рассмотрения суда, они не опровергают правильность выводов суда, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Доводы жалобы, сводящиеся к тому, что наименование должности истца и наименования учреждения, в котором она работает, полностью соответствуют Списку, судебной коллегией не принимается, поскольку исходя из должностной инструкции основными обязанностями как фельдшера по приему вызовов, так и фельдшера оперативного отдела является осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу выездных бригад, осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, т.е. практически должностные обязанности связаны с диспетчерской работой, и только в исключительных случаях, когда на станции отсутствуют свободные бригады скорой помощи, фельдшер по приему вызовов оказывает медицинскую помощь гражданам, обратившимся непосредственно на станцию скорой помощи, что свидетельствует о том, что основная работа истца не связана с осуществлением лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренной вышеназванными нормами Закона и соответствующими нормативными правовыми актами. При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что работа истца в спорный период времени в должности фельдшера по приему вызовов в льготный стаж для назначения пенсии включению не подлежит, поскольку в данный период истицей не осуществлялась деятельность по охране здоровья.
Данная позиция не противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.07. 2010 N 16-В10-11, от 26.11.2010 N 16-В10-18, согласно которой включение периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов в стаж, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не допускается.
Не может быть принят во внимание и довод жалобы о том с 01.2004 г. в штатное расписание введена должность "фельдшер", а не "фельдшер оперативного отдела" и исключена должность "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде", поскольку опровергается материалами дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, поскольку являлись предметом исследования, направлены на иную оценку обстоятельств дела и проанализированных судом доказательств, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием для отмены решения суда.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для зачета в стаж работы истца, который давал бы ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода ее работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ГБУЗ " "данные изъяты"" с 01.12.2000 г. по 17.02.2014 г.
Кроме того, судом установлено, что работодателем не подтверждает льготный характер работы истца в оспариваемый период.
Учитывая, что к моменту обращения с заявлением о назначении пенсии истец не имела необходимый стаж лечебной работы для назначения пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 вышеназванного Закона, суд обоснованно отказал в иске о назначении ей досрочной пенсии с 21.03.2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тохтасуновой Г.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.