Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев административное дело по жалобе должностного лица - директора ГБОУ ООШ N N Мерс А.М. на решение Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
постановление, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по г. Сызрани, Октябрьску, Шигонскому и Сызранскому районам по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ГБОУ ООШ N Мерс АМ, по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, которым ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей оставлено без изменения, а жалоба последней - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ
Постановлением N N, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по г. Сызрани, Октябрьску, Шигонскому и Сызранскому районам Самарской области, на директора Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основная общеобразовательная школа N города Сызрани Мерс А.М. наложен штраф в размере "данные изъяты" рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой проверки установлен факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей и подростков: величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) для учащихся 1-х классов ГБОУ ООШ N г. Сызрани, реализуемая через урочную и внеурочную деятельность в ДД.ММ.ГГГГ учебного года составляет "данные изъяты" часов и превышает предельно допустимую недельную нагрузку - не более "данные изъяты" при 5-дневной учебной неделе, чем нарушены ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Мерс А.М. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление.
Решением судьи Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление административного органа отменено с прекращением производства по делу за отсутствием в действиях Мерс А.М. состава административного правонарушения.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено с возвращением дела на новое рассмотрение.
Сызранским городским судом Самарской области ДД.ММ.ГГГГ постановлено вышеуказанное решение.
В своей жалобе Мерс А.М. считает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что суд дал неправильную оценку обстоятельствам, установленным в рамках дела об административном правонарушении. Также просит отменить решение суда и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав Титова В.С. в интересах Мерс А.М. в поддержание доводов жалобы, считаю, что судебное решение является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании", образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача от ДД.ММ.ГГГГ N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические нормы и правила СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Данные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях; они распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования, а также являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
На основании п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3 (для учащихся 1-х классов она составляет 21 академический час при 5-дневной неделе).
Приложением к письму министерства образования и науки Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за N N "Об организации в ДД.ММ.ГГГГ учебном году образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций и образовательных организаций, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам, Самарской области в соответствии с ФГОС НОО" разъяснено, что основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей.
Настоящая статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи. Норма является специальной по отношению к ст. 6.3 настоящего Кодекса и применяется в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по воспитанию и обучению. Предметами правонарушения выступают используемые в деятельности воспитательных и образовательных организаций средства воспитания и обучения, учебная мебель, учебники и иная издательская продукция.
Статья содержит формальный состав административного правонарушения, объективную сторону которого составляет нарушение требований соответствующих санитарных правил. Совершено такое нарушение может быть как действием, так и бездействием. Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность. Субъект правонарушения - должностное лицо, в том числе руководитель частного воспитательного или образовательного учреждения, и юридическое лицо.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в ГБОУ ООШ N г. Сызрани установлено: в расписании уроков для учащихся 1-х классов в ДД.ММ.ГГГГ учебного года общее количество часов, отведенных для усвоения учебного плана (основные занятия) составляет "данные изъяты" часов в неделю, а на внеурочную деятельность отведено "данные изъяты", а всего - "данные изъяты" в неделю при пятидневной учебной неделе; в расписании уроков для учащихся 1-х классов в ДД.ММ.ГГГГ учебного года основные занятия составляют "данные изъяты", а внеурочная деятельность - "данные изъяты".
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судьей при рассмотрении жалобы Мерс А.М. обоснованно на основании представленных материалов дела об административном правонарушении установлено, что заявитель является должностным лицом - директором ГБОУ ООШ N N.
Виновность Мерс А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении N ото ДД.ММ.ГГГГ года, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, Уставом учреждения, должностной инструкцией директора учреждения, расписанием уроков, учебным планом и иными материалами дела, которым судом первой инстанции также была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что внеурочная деятельность как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, ее отличие от уроков заключается в форме организации процесса обучения (экскурсии, кружковые и секционные занятия конференции и др.), однако, несмотря на добровольность организации внеурочной деятельности, ее нельзя отнести к дополнительному образованию, на которое не распространяются требования о предельной величине недельной образовательной нагрузки.
Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения Мерс А.М. своих служебных обязанностей. Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, материалами дела подтверждается.
При таких обстоятельствах, административный орган своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно привлек Мерс А.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, а суд обоснованно отказал последней в удовлетворении жалобы на вышеуказанное постановление административного органа.
Доводы жалобы Мерс А.М. относительно того, что требования СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" неприменимы при осуществлении и реализации программ дошкольного и дополнительного образования, суд считает несостоятельными, основанными на неправильном понимании п. 10.5 указанных норм, регулирующих величину всей образовательной нагрузки обучающегося согласно учебному плану, то есть и с учетом части, формируемой участниками образовательного процесса.
Иные доводы, на которые ссылается Мерс А.М. в жалобе, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках производства по делу административным органом и судом, поэтому не могут повлечь отмену постановления судьи.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых по делу постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по г. Сызрани, Октябрьску, Шигонскому и Сызранскому районам по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ГБОУ ООШ N Мерс АМ, по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, которым ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу Мерс А.М. - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.