Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев надзорную жалобу защитника Кузьминой В.В. - Морозовой О.А. на постановление мирового судьи судебного участка N2 Ершовского района Саратовской области от 14.02.2014, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 28.03.2014, вынесенные в отношении должностного лица - директора муниципального образовательного учреждения " ... " Кузьминой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 Ершовского района Саратовской области от 14.02.2014, оставленным без изменения решением судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 28.03.2014, директор муниципального образовательного учреждения " ... " (далее - МОУ " ... ") Кузьмина В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В надзорной жалобе заявитель просит вышеуказанные судебные постановления отменить, полагая, что к административной ответственности Кузьмина В.В. была привлечёна незаконно, в её действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы данного дела, нахожу, что состоявшиеся по делу постановление и решения судов подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 этой статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основанием для вынесения мировым судьей постановления о назначении административного наказания явился тот факт, что директор МОУ " ... " Кузьмина В.В. при заключении " ... " трудового договора с Е., которая ранее с " ... " по " ... " работала на должности специалиста 2 категории " ... ", в установленный десятидневный срок не сообщила работодателю Е. по последнему месту работы о привлечении её к трудовой деятельности.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из положений п.1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"" обязанность, предусмотренная ч.2 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", распространяется на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённого Указом Президента РФ от 18.05.2009 N557, либо в Перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного Перечня.
Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 указанного ранее Федерального закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N925).
Таким образом, несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29. КоАП РФ.
Судами установлено, что Е. в период с " ... " по " ... " замещала должность специалиста 2 категории " ... ". С " ... " она была принята на работу в МОУ " ... " на должность учителя.
Постановлением администрации " ... " муниципального образования " ... " муниципального района Саратовской области от 30.05.2012 N27 утверждён перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона N273-ФЗ "О противодействии коррупции", после увольнения с которых муниципальные служащие в течение двух лет имеют право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течении месяца стоимостью более ста тысяч на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации " ... " муниципального района. В указанный перечень входит глава администрации.
Кроме того, постановлением администрации " ... " муниципального района Саратовской области от 28.05.2012 N617 утверждён перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона N273-ФЗ "О противодействии коррупции", после увольнения с которых муниципальные служащие в течение двух лет имеют право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течении месяца стоимостью более ста тысяч на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Ершовского муниципального района. В указанный перечень входят глава администрации, первый заместитель главы администрации, руководитель аппарата, начальник управления.
Таким образом, должность, которую ранее занимала Е. в " ... ", в указанные выше перечни должностей не включена, в связи с чем вывод судебных инстанций о наличии в действиях директора МОУ " ... " Кузьминой В.В., не сообщившей представителю нанимателя бывшего муниципального служащего " ... " о принятии последней на работу, состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, является неправомерным.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N2 Ершовского района Саратовской области от 14.02.2014, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 28.03.2014, вынесенные в отношении директора МОУ " ... " Кузьминой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Кузьминой В.В. состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу защитника Кузьминой В.В. - Морозовой О.А. удовлетворить.
постановление мирового судьи судебного участка N2 Ершовского района Саратовской области от 14.02.2014, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 28.03.2014, вынесенные в отношении директора муниципального образовательного учреждения " ... " Кузьминой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.