Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Поляниной О.А., Пантелеева В.М.,
при секретаре Королевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елованской К.В. к государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО города Шиханы Саратовской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы с 25 апреля 2013 года, перерасчете выплаченной пенсии по случаю потери кормильца, по апелляционной жалобе государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО города Шиханы Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 07 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО города Шиханы Саратовской области Шапкиной Е.В., поддержавшей апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елованская К.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором с учетом его уточнения просила о назначении пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы с 25 апреля 2013 года, перерасчете выплаченной пенсии по случаю потери кормильца в указанной даты.
В обоснование требований сослалась, что является вдовой умершего "дата" ФИО8 С 25 апреля 2013 года ей назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно справке серии МСЭ-2011 N 3406079 от 14 февраля 2012 года,
выданной Главным бюро МСЭ ФМБА России в города Шиханы, ФИО8 повторно бессрочно установлена вторая группа инвалидности с указанием, что увечье получено при выполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
ФИО8 посмертно было выдано удостоверение серии Б N 15662 от 06 августа 2013 года, согласно которому он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из заключения экспертного совета от 22 ноября 2013 года за N 43-2/802-1, выданного ФГБУ ВЦЭРМ имени Никифорова МЧС России, следует, что смерть ФИО8 связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Обращаясь в суд, истец полагал, что, поскольку ФИО8 относится к категории военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, и ему была установлена инвалидность вследствие военной травмы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, истцу должна быть назначена пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы.
Рассмотрев возникший спор, Вольский районный суд Саратовской области постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, ОПФР подана апелляционная жалоба, в которой ее автор просит об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ОПФР ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что суд необоснованно в подтверждение причинной связи смерти кормильца вследствие военной травмы принял во внимание заключение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ имени А.М. Никифорова МЧС России, поскольку согласно п. 32 перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденному постановлением Минтруда России N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 года, такая причинная связь подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии. Авто жалобы считает, что на момент обращения Елованской К.В. в ОПФР не имелось законных оснований для назначения пенсии по данному основанию.
В возражениях на апелляционную жалобу Елованская К.В. просит оставить решение без изменения, указывая, что ОПФР отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы со ссылкой на то обстоятельство, что ФИО8 не относился к военнослужащим.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), в частности: супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности. Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи настоящего Федерального закона.
Пунктом 9.1 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Минтруда России N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 года (далее - Перечень), к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в необходимых случаях в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 9 настоящего Перечня, прилагаются документы, удостоверяющие причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы.
К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 9 настоящего Перечня, прилагаются документы, удостоверяющие причинную связь смерти кормильца с катастрофой на Чернобыльской АЭС или другими радиационными и техногенными катастрофами (п. 9.2 Перечня).
Причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (п. 32 Перечня).
Согласно п. 33 Перечня причинная связь смерти лица с катастрофой на Чернобыльской АЭС и с другими радиационными или техногенными катастрофами подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
Исходя из положений абз. 7 и 8 ст. 24 вышеуказанного Закона Российской Федерации N 1244-1 установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2004 года N 585 предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным утвердить положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 289, на МЭС возлагаются следующие основные функции: проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов; принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом Елованская К.В. является получателем трудовой пенсии по старости на основании ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и государственной социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании п. 3 ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере 125% размера социальной пенсии.
Истец является вдовой умершего "дата" ФИО8, который согласно справке Вольского объединенного военного городского комиссариата Саратовской области от 28 апреля 1994 года N 130 находился на специальных сборах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 24 сентября 1987 года по 04 декабря 1987 года, имел военный билет N 4289542.
Согласно справке Вольского объединенного военного городского комиссариата Саратовской области от 23 ноября 1994 года N 4/266 ФИО8 в указанный период принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне при в/ч 75257.
Из военного билета ФИО8 следует, что он на основании Постановления Совета Министров СССР N 663/194 от 05 июня 1986 года призван на специальные сборы сроком на 6 месяцев с 21 сентября 1987 года, в период с 24 сентября по 04 декабря 1987 года принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получил дозу облучения 9,46 БЭР.
Согласно справке МСЭ-2011 N 3406079 от 16 февраля 2012 года ФИО8 14 февраля 2012 года установлена 2 группа инвалидности в связи с получением увечья при выполнении иных обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно решению Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, ФГБУ ВЦЭРМ имени А.М. Никифорова МЧС России от 22 ноября 2013 года N 43-2/802-1 причина смерти ФИО8 связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
ФИО8 являлся получателем пенсии по старости и по инвалидности вследствие военной травмы.
30 апреля 2013 года Елованская К.В. обратилась в ОПФР за назначением ей пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно сообщению отдела военного комиссариата Саратовской области по городам Вольску и Хвалынску, Вольскому и Хвалынскому районам Саратовской области ФИО8, "дата" рождения, призван 24 сентября 1987 года Вольским ГВК и находился на специальных сборах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в период с 24 сентября 1987 года по 04 декабря 1987 года в составе в/ч 75257 в воинском звании - младший сержант, воинской должности - водитель ЗИЛ-13 0, получил дозу радиации 9,64 рентгена.
При таких обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования и возлагая на ОПФР обязанность по назначению Елованской К.В. пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, производству перерасчета пенсии, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец является вдовой военнослужащего, призванного на военную службу (специальные сборы) и подвергшегося в период исполнения иных обязанностей военной службы радиационному воздействию в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что стало причиной его заболевания, приведшего к смерти. Указанные обстоятельства имели место на момент смерти ФИО8
Довод апелляционной жалобы ОПФР о том, что судом необоснованно в подтверждение причинной связи смерти кормильца вследствие военной травмы принято во внимание заключение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ имени А.М. Никифорова МЧС России, несостоятелен, поскольку указанное заключение принято в пределах предоставленных данному учреждению полномочий и соответствует положениям нормативных документов.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию закона. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельствам дела не дает оснований считать решение неправильным. Суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК РФ, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 07 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО города Шиханы Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.