Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Поляниной О.А. и Пантелеева В.М.,
при секретаре Елисеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Людинина А.В. о признании недействительным решения Совета депутатов Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области (далее - Совет депутатов) N от "дата" "О назначении главы администрации Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области"
по апелляционным жалобам Совета депутатов и Чечеткина С.М. на решение Петровского городского суда Саратовской области от
26 февраля 2014 года, которым постановлено:
"признать решение Совета депутатов Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области N от
"дата" "О назначении главы администрации Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области" недействительным",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя Совета депутатов Гасымова С.Н.о. по доверенности от "дата", поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Людинин А.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Совета депутатов N от "дата" о назначении
Чечеткина С.М. на должность главы администрации Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Грачевского МО). В обоснование требований указал, что решением Совета депутатов N от "дата" был объявлен конкурс на замещение вакантной должности главы администрации Грачевского МО, в котором он принял участие. На втором этапе конкурса Людинин А.В. в качестве кандидата был допущен к голосованию депутатов по вопросу назначения на должность главы администрации. Заседание Совета депутатов было проведено "дата". По результатам голосования депутатов ни один из кандидатов на должность главы администрации Грачевского МО не набрал простого большинства голосов, как предусмотрено
п. 3.9 Положением о проведение конкурса, в связи с чем конкурс был признан несостоявшимся. Повторный конкурс не назначался, никаких уведомлений относительно конкурса в адрес заявителя не поступало. Вместе с тем
"дата" из информации, размещенной на официальном сайте администрации Грачевского МО, заявителю стало известно, что главой администрации Грачевского МО назначен один из кандидатов - Чечеткин С.М. Основанием назначения его на должность послужило решение Совета депутатов
N от "дата". Людинин А.В. полагал, что оспариваемое решение принято с нарушением требований действующего законодательства, вследствие чего нарушено его конституционное право на равный доступ к муниципальной службе.
Рассмотрев заявление, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Совет депутатов и Чечеткин С.М. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалоб ссылаются на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, неверную оценку судом представленных сторонами доказательств. Указывают, что экземпляр Положения о проведении конкурса, представленный заявителем, являлся проектом, который был приведен в соответствие с Уставом Грачевского МО путем внесения в него соответствующих изменений. Таким образом, Положение о проведении конкурса было утверждено в редакции, представленной в суд Советом депутатов, в связи с чем оспариваемое решение Совета депутатов от "дата" принято в полном соответствие с данным Положением и является законным. Авторы жалоб полагают, что суд необоснованно не принял во внимание показания свидетелей, подтверждающие указанные обстоятельства, а сослался на необъективные показания других свидетелей, которые отрицали факт внесения изменений в Положение о проведении конкурса. Также Чечеткин С.М. считает, что судом неправомерно отказано ему как третьему лицу в принятии встречного искового заявления, чем нарушено его право на судебную защиту.
В возражениях на апелляционные жалобы Людинин А.В. полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы Совета депутатов и Чечеткина С.М. - без удовлетворения.
Представитель Совета депутатов Гасымов С.Н.о. в судебном заседании поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования
(чч. 5 и 6 ст. 37 Закона N 131-ФЗ).
Согласно чч. 1 и 2 ст. 32.1 Устава Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области, принятого решением Совета депутатов N 3-6 от 07 декабря 2005 года (далее - Устав) глава администрации Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области руководит администрацией поселения на принципах единоначалия. Главой администрации поселения является лицо, назначаемое на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемым Уставом поселения.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации устанавливается Советом депутатов. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за двадцать дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в поселении устанавливается советом депутатов (ч. 4 ст. 32.1 Устава).
Лицо назначается на должность главы администрации поселения Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (ч. 5 ст. 32.1 Устава).
В силу ч. 1 ст. 42 Устава Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера.
Частями 1 и 3 ст. 44 Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу после их обнародования, иные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в самом акте или законодательством не определен иной порядок вступления его в силу. Официальным опубликованием правового акта органов местного самоуправления муниципального образования считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определенном Советом, или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте Грачевского МО в сети Интернет http://grachadm.petrovsk.sarmo.ru/.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Совета депутатов N от "дата" объявлен конкурс на замещение вакантной должности главы администрации Грачевского МО (л.д. 80).
Решением Совета депутатов N от "дата" утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Грачевского МО (далее - Положение о проведении конкурса). Решение вступило в силу с момента его обнародования с "дата"
(л.д. 74).
В соответствии с п. 1.1 Регламента Совета депутатов, принятого решением Совета депутатов N от "дата", Совет депутатов состоит из
10 депутатов (л.д. 89-90).
Из протокола заседания Совета депутатов N от "дата" следует, что из 10 депутатов Совета в заседании принимали участие 10 депутатов, третьим вопросом повестки дня являлся вопрос о выборе главы администрации Грачевского МО. При голосовании по данному вопросу голоса депутатов распределились следующим образом: за кандидата Чечеткина С.М. проголосовали
5 депутатов, за ФИО1 - 0 депутатов, за Людинина А.В. - 4 депутата. Председательствующий, объявляя итоги голосования, сообщил, что ни один из кандидатов не набрал нужного количества голосов. В результате итогов открытого голосования решение Совета депутатов о назначении на должность главы администрации Грачевского МО не было принято в связи с непроведением итогового голосования по данному вопросу (л.д. 83-87).
"дата" состоялось внеочередное заседание Совета депутатов. Согласно протоколу N от "дата" на заседании присутствовали
6 депутатов, одним из вопросов на повестку дня был поставлен вопрос об окончательном голосовании по выборам главы администрации Грачевского МО. На голосование был поставлен вопрос о проведении голосования за избрание главой администрации кандидата Чечеткина С.М., поскольку последний набрал наибольшее число голосов при голосовании на заседании Совета депутатов "дата". В результате голосования за избрание Чечеткина С.М. главой администрации Грачевского МО проголосовали 5 депутатов (л.д. 113-117).
Решением Совета депутатов N от "дата" главой администрации Грачевского МО назначен Чечеткин С.М. (л.д. 112).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в период принятия оспариваемого решения действовало Положение о проведении конкурса, в редакции, представленной заявителем, согласно п. 3.9 которого Совет депутатов муниципального образования не позднее семи дней со дня принятия решения конкурсной комиссии должен принять решение о назначении одного из представленных кандидатов на должность главы администрации. В голосовании принимают участие не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Голосование проводится в открытой форме. Победителем конкурса признается участник, набравший простое большинство голосов от присутствующих на заседании депутатов (л.д. 128). Поскольку "дата" на заседании Совета депутатов принимали участие 6 из 10 депутатов (менее 2/3), суд пришел к выводу о том, что решение
N о назначении Чечеткина С.М. на должность главы администрации Грачевского МО, принятое Советом депутатов, является недействительным.
Данные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами.
Так, из материалов дела усматривается, что Положение о проведении конкурса в редакции, представленной заявителем, было опубликовано в соответствии с требованиями Устава на официальном сайте Грачевского МО в сети Интернет http://grachadm.petrovsk.sarmo.ru/ (л.д. 125-130).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в связи с рассмотрением гражданского дела по заявлению Людинина А.В. о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Грачевского МО "дата" по запросу суда администрацией Грачевского МО была представлена заверенная надлежащим образом копия Положения о проведении конкурса в редакции, представленной заявителем (л.д. 135-139).
Согласно показаниям свидетеля ФИО2, являвшегося до "дата" главой Грачевского МО, решением Совета депутатов N от
"дата" было утверждено Положение о проведении конкурса. В предложенный проект никакие изменения не вносились. Положение о проведении конкурса было опубликовано на сайте администрации Грачевского МО в том виде, в котором его представил заявитель.
Аналогичные показания были даны в судебном заседании свидетелем ФИО3 - заместителем главы администрации Грачевского МО.
Указанным выше доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы права, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав обстоятельства дела, доводы участников процесса в их совокупности, оценив представленные доказательства, в том числе показания опрошенных в судебном заседании свидетелей, пришел к правомерному выводу о признании недействительным решения Совета депутатов N от "дата", поскольку данное решение принято в нарушение п. 3.9 Положения о проведении конкурса.
Не доверять пояснениям заявителя Людинина А.В., показаниям свидетелей у суда оснований не имелось, поскольку они последовательны, логичны, согласуются между собой и с представленными письменными доказательствами.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований Людинина А.В.
Доводы жалоб о несогласии с оценкой судом показаний свидетелей, допрошенных в судебном заседании, являются несостоятельными, поскольку данные доказательства оценены судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется. Суд первой инстанции в соответствии с требованиями ГПК РФ дал полную и верную оценку представленным сторонами доказательствам и показаниям свидетелей в их совокупности.
Указание в жалобе на то, что в проект Положения о проведении конкурса, представленный заявителем, "дата" на заседании Совета депутатов были внесены изменения, опровергается материалами дела. Доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, ответчиком представлено не было.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы Чечеткина С.М. о том, что суд неправомерно не принял к производству встречное исковое заявление, предъявленное им как третьим лицом, поскольку в силу положений ГПК РФ принятие встречного иска отнесено законодателем к праву, а не обязанности суда. Кроме того, отказ в принятии встречного искового заявления не ограничивает права третьих лиц на судебную защиту и не препятствует обращению в суд с самостоятельными исковыми требованиями.
Также не принимается во внимание судебной коллегии ссылка в жалобе Совета депутатов на то, что в ходе проверки Петровской межрайонной прокуратурой Саратовской области не выявлено нарушений законодательства при проведении конкурса, поскольку указанное обстоятельство не влияет на законность принятого судом решения.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к переоценке имеющихся доказательств и иному толкованию законодательства, не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка авторами жалоб представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петровского городского суда Саратовской области
от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области и Чечеткина С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.