Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Литвиновой М.В., Садовой И.М.,
с участием прокурора Анашкина А.В.,
при секретаре Шуйской К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Бабушкина М.А., Бабушкина Ю.А., Бабушкина Д.А., Бабушкиной Е.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в принятии на учет и обязании учесть в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе Бабушкина М.А., Бабушкина Ю.А., Бабушкина Д.А., Бабушкиной Е.А. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 12 февраля 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., выслушав объяснения прокурора Анашкина А.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд в интересах Бабушкина М.А., Бабушкина Ю.А., Бабушкина Д.А., Бабушкиной Е.А. с исками к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в принятии на учет истцов, обязании учесть в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, в обоснование которых указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что истцы относятся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированы по адресу: ... В данной квартире также зарегистрирована их мать Б.Т.Ф., которая признана ... , страдает ... , поэтому совместное проживание с ней невозможно. Однако ответчиком отказано истцам в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, в связи с чем прокурор обратились в суд с иском в интересах указанных лиц.
Разрешая спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Бабушкин М.А., Бабушкин Ю.А., Бабушкин Д.А., Бабушкина Е.А., полагая решение суда первой инстанции незаконным, просят его отменить, принять новое решение суда об удовлетворении требований Указывают, что их мать страдает ... , в связи с чем совместное проживание с ней невозможно, поэтому они являются нуждающимися в предоставлении по договорам найма специализированных жилых помещений. В настоящий момент действительно мать находится на лечении в ГУЗ " ... ", откуда в любой момент может быть выписана и проживать по адресу регистрации, что повлечет нарушение их прав. Считают, что данные обстоятельства судом первой инстанции не учтены, а решение суда не соответствует заявленным требованиям.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Саратовской области Анашкин А.В. поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об уважительной причине неявки судебную коллегию не известили. При этом какие-либо доказательства, подтверждающие уважительность неявки в судебное заседание и невозможность принимать в нем участие (листок нетрудоспособности, справка и т.д.) представлены не были. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется.
Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, ст. 11 Международного пакта "Об экономических, социальных и культурных правах" от 16 декабря 1966 года).
Реализация данных норм права нашла свое отражение в положениях ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.
Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства либо законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, для постановки на специализированный жилищный учет представляют в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений документы.
По результатам проверки представленных документов уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений принимает решение о принятии указанных лиц на специализированный жилищный учет или об отказе в принятии их на специализированный жилищный учет. Решение принимается не позднее 30 дней со дня подачи документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на специализированный жилищный учет, если: 1) статус обратившегося не соответствует требованиям ст. 3 настоящего Закона и ч. 1 настоящей статьи; 2) не выявлены обстоятельства, установленные ст. 4 настоящего Закона (в случаях, когда применяются положения данной статьи); 3) не представлены документы, указанные в ч. 3 настоящей статьи; 4) не представлены документы, указанные в ч. 5 настоящей статьи, в случае если законным представителем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, не было дано согласие уполномоченному государственному органу области в сфере жилищных отношений запрашивать указанные документы; 5) в представленных документах выявлены сведения, не соответствующие действительности и служащие основанием для принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на специализированный жилищный учет.
Решение об отказе в принятии на специализированный жилищный учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на соответствующие нарушения требований, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Бабушкин М.А., Бабушкин Ю.А., Бабушкин Д.А., Бабушкина Е.А. относятся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данные обстоятельства подтверждаются копиями их свидетельств о рождении (л. д. 17, 72, 99, 142), копией свидетельства о смерти отца Бабушкиных (л. д. 21), копией решения Ленинского районного суда г. Саратова от 28 апреля 1999 года, которым мать истцов признана ... (л. д.19-20).
Бабушкин М.А., Бабушкин Ю.А., Бабушкин Д.А., Бабушкина Е.А. проживают по адресу: ... В данной квартире также с ... зарегистрирована их мать, которая с ... находится на лечении в ГУЗ " ... " с диагнозом ...
Бабушкин М.А., Бабушкин Ю.А., Бабушкин Д.А. - ... , Бабушкина Е.А. - ... обратились в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлениями о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированного жилищного фонда Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", сославшись на ст. 5 указанного закона.
По результатам рассмотрения заявлений министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области указанным лицам было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области на основании ст. 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО, поскольку в жилом помещении общей площадью 79,39 кв.м, где истцы зарегистрированы и проживают, на каждого члена семьи приходится по 15,8 кв.м жилой площади, что превышает размер площади, установленный пп. 3 ч. 1 ст. 4 данного Закона, согласно которому общая площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, не может превышать 14 кв.м (л.д. 14, 58, 96, 139).
Во исполнение ст. 51 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Имеющееся у Б.Т.Ф. заболевание отнесено к ... включенных в данный перечень, что никем не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 4 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются, признается невозможным если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее 14 кв. м общей площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
Таким образом, законодатель связывает невозможность проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в указанных жилых помещениях лишь с непосредственным проживанием в них лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний.
Согласно ответу ГУЗ " ... " от ... , поступившему на запрос судебной коллегии, Б.Т.Ф. находится на лечении в данном учреждении с ... по настоящее время с диагнозом ... и по своему психическому состоянию нуждается в постороннем уходе и надзоре, может быть выписана под наблюдение опекуна, однако она за все время пребывания в больнице, то есть с ... по настоящее время, ни разу ни кем не навещалась, посылок, денежных переводов не получала.
Учитывая, что Б.Т.Ф. длительное время проходит лечение в ... больнице, в связи с чем не проживает по месту жительства истцов в четырехкомнатной квартире площадью 79,39 кв.м, в которой на каждого члена семьи приходится более 14 кв.м, судебная коллегия соглашается с выводом суда о законности отказа ответчиком в постановке истцов на учет ввиду отсутствия оснований, предусмотренных действующим законодательством. Однако указание суда в вводной и резолютивной частях решения на отказ в удовлетворении требования об обязании ответчика предоставить истцам жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежит исключению из решения, поскольку такие требования прокурором в интересах Бабушкиных не заявлялись и фактически не рассматривались судом первой инстанции. Указанные обстоятельства не влекут отмену решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правильность постановленного решения, были предметом оценки суда первой инстанции, оснований для переоценки которой судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. В апелляционной жалобе не содержится ссылок на обстоятельства, опровергающие правильные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 12 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исключить из вводной и резолютивной частей решения Кировского районного суда г. Саратова от 12 февраля 2014 года указание об отказе в удовлетворении требований об обязании министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Бабушкину М.А., Бабушкину Ю.А., Бабушкину Д.А., Бабушкиной Е.А. жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.