Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Литвиновой М.В., Филатовой В.Ю.,
при секретаре Шуйской К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лагоды П.А. к Управлению МВД России по г. Саратову, Главному Управлению МВД России по Саратовской области о восстановлении в списке очередников на улучшение жилищных условий по апелляционной жалобе Главного Управления МВД России по Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 26 февраля 2014 года, которым Лагода П.А. восстановлен в списке очередников УМВД по г. Саратову на улучшение жилищных условий с ... года.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., выслушав объяснения представителя Главного Управления МВД России по Саратовской области Головко Т.А., действующей на основании доверенности ... от ... , представителя Управления МВД России по г. Саратову Головченко Ю.Н., действующей на основании доверенности ... от ... , поддержавших доводы жалобы, Лагоды П.А., его представителя Сапрыгиной Ю.С., действующей на основании ордера ... от ... , возражавших по доводам жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лагода П.А. обратился в суд с иском к Управлению МВД России по г. Саратову о восстановлении в списке очередников на улучшение жилищных условий, в обоснование которого указал, что с ... по ... проходил службу в органах внутренних дел. Приказом ... л\с от ... ГУ МВД России по ... уволен. Общий трудовой стаж истца составил - ... лет ... месяцев ... день, стаж в органах внутренних дел - ... лет ... месяцев ... дней. В ... года Лагода П.А. обратился по месту прохождения службы с заявлением и необходимыми документами о включении его в очередь для улучшения жилищных условий. Согласно справке ОВД ... от 2003 года истец по состоянию на ... состоит в списке десятым по очередности. Истец пожелал воспользоваться своим правом на получение жилья, но получил ответ об отсутствии его учетного дела. С учетом изложенного, просил суд восстановить его в списке очередников УМВД РФ по ... на улучшение жилищных условий с ... года.
Разрешая спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Главного Управления МВД России по Саратовской области, указывая на незаконность решения суда и принятие его с нарушением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе Лагоде П.А. в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы полагает, что судом не дана оценка обстоятельствам, установленным при опросе жены истца, о получении после рождения дочери дополнительно комнаты площадью ... кв.м, приватизации квартиры и ее продажи, то есть ухудшении жилищных условий. Считает, что право истца состоять в очереди на улучшение жилищных условий было им же прекращено после приватизации квартиры. Полагает, что выданная в 2003 году справка не может считаться доказательствам в рамках рассматриваемого дела, поскольку не учитывает новые обстоятельства.
В судебном заседании представитель Главного Управления МВД России по Саратовской области Головко Т.А., представитель Управления МВД России по г. Саратову Головченко Ю.Н. поддержали доводы жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить; Лагода П.А., его представитель Сапрыгина Ю.С. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется.
Согласно положениям ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
Согласно п. 12 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действующему на момент возникновения спорных правоотношений, для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должно было подаваться заявление, к которому прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление должно было быть зарегистрировано в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась по установленной форме. Заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня его поступления. Такой учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилых помещений (п. 15). Принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в том числе, велась по месту постановки лица на учет (п. 16). На каждого гражданина, принятого на такой учет заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 17). Ежегодно с 01 января по 01 апреля должна была производиться перерегистрация граждан, в ходе которой дополнительно проверялись жилищные условия очередников (п. 19). При этом п. 20 указанного постановления были предусмотрены случаи снятия с учета граждан с такого учета.
Деятельность главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России по учету лиц рядового и начальствующего состава, государственных служащих, работников и пенсионеров органов внутренних дел, а также членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и распределению жилых помещений определяется Положением о деятельности органов внутренних дел российской федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года N 345 (далее - Положением).
Согласно п. 2 Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (п. 3 Положения).
На основании п. 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 7 Положения).
Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (п. 8 Положения).
Предоставление жилых помещений обеспечивается сотрудникам органов внутренних дел - после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел (п.п. 9, 9.1 Положения).
ЖК РФ, введенный в действие с 01 марта 2005 года, сохранил правило о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ).
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (ч. 1 ст. 4); граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6).
В соответствии с положениями ст. ст. 49, 51, 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из материалов дела следует, что Лагода П.А. с ... по ... проходил службу в органах министерства внутренних дел, уволен приказом ГУ МВД РФ по п. ... ст. ... Положения о службе в органах внутренних дел РФ (л.д. 13-17, 55-67).
Согласно справке ОВД ... , подписанной заместителем начальника отдела по кадрам и ВР подполковником милиции Л.А.И., скрепленной гербовой печатью, Лагода П.А. с 1996 года состоит на очереди на улучшении жилищных условий в списке жилищно-бытовой комиссии роты патрульно-постовой службы отдела внутренних дел ... и по состоянию на ... являлся десятым по очередности в данном списке (л.д. 11). Данная справка никем не оспорена, сведения, содержащиеся в справке не опровергнуты ответчиками. Следовательно, данная справка обоснованно принята судом первой инстанции в качестве письменного доказательства по делу в силу ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
Судом первой инстанции, с учетом оценки представленных доказательств, в том числе указанной выше справки, материалов гражданского дела N 2-1292/05, подтверждающих обстоятельства того, что Лагода П.А. действительно состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на спорный период времени, а также показаний свидетелей, подтвердивших обстоятельства постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сделан правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Доводы автора жалобы о том, что судом не учтены обстоятельства предоставления комнаты в общежитии семье истца, ее приватизация и продажа, то есть обстоятельства фактического ухудшения жилищных условий истца, не влияют на правильность постановленного решения, так как не относятся к предмету рассматриваемого спора и основаниям, по которым оно заявлено истцом. Данные обстоятельства подлежат установлению в случае возникновения спора о предоставлении жилого помещения, а не при восстановлении истца в списках очередников на улучшение жилищных условий.
Ссылка суда первой инстанции на приказ МВД РФ от 18 марта 2003 года N 169 "Об утверждении Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений" не влечет отмену по существу правильного решения суда, как и иные доводы, изложенные в жалобе.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. В апелляционной жалобе не содержится ссылок на обстоятельства, опровергающие правильные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления МВД России по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.