Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Поляниной О.А.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Королевой А.А..
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Куликовой Р.И., к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" (далее - УСПН) и к министерству социального развития Саратовской области (далее - Минсоцразвития) об обеспечении санаторно-курортной путевкой
по апелляционной жалобе Минсоцразвития на решение Вольского районного суда Саратовской области от 28 марта 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Куликовой Р.И., удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" и министерство социального развития Саратовской области обеспечить Куликову Р.И. санаторно-курортной путевкой за 2013 год".
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., заключение прокурора Новичкова Е.А., полагавшего оставить решение суда без изменения, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вольский межрайонный прокурор, действующий в интересах
Куликовой Р.И., обратился в суд с иском к УСПН и Минсоцразвития об обеспечении Куликовой Р.И. санаторно-курортной путевкой за 2013 год.
Требования мотивировал тем, что Куликова Р.И. является инвалидом 2-й группы. 16.01.2013 года Куликовой Р.И. была выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение. В тот же день она обратилась с заявлением в УСПН о получении путевки на санаторно-курортное лечение. До настоящего времени путевка Куликовой Р.И. не предоставлена.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Минсоцразвития ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что непредставление Куликовой Р.И. санаторно-курортной путёвки вызвано объективными причинами, а именно недостаточностью финансирования из федерального бюджета на приобретение путёвок. По мнению ответчика, действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. С учётом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очерёдности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путёвки. Кроме того, судом не привлечен к участию в деле в качестве соответчика Минфин РФ в лице УФК по Саратовской области. Ответчик указывает на то, что, обратившись с заявлением о предоставлении путевки в январе 2013 года, Куликова Р.И. будет обеспечена такой путевкой в 2014 году, так как заявки на 2013 год были сформированы еще в 2012 году. Также судом не учтено, что на момент вынесения решения суда истек срок действия справки для получения путевки по форме 070/у-04. Кроме того, до внесения судом решения по делу Минсоцразвития по электронной почте в адрес суда были направлены возражения, которых в материалах дела не имеется.
От заместителя Вольского межрайонного прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу Минсоцразвития, в которых он критически оценивают доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьёй 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ст.6.3 Закона, учёт права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст.6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской (п.3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в
лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N070/у-04, утверждённой приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N256 (п.3.6).
При наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п.3.9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 года
N2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанного соглашения постановлением правительства Саратовской области от 28.01.2010 года N29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п.4 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путёвок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п.9 названных Правил, учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путёвок в соответствии с количеством граждан, вставших на учёт, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путёвок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Как следует из материалов дела, было установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Куликова Р.И. является инвалидом второй группы.
16.01.2013 года Куликовой Р.И. выдана справка для получения путёвки по форме N070/у-04, утверждённой приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N256, подтверждающая наличие у нее медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Срок действия справки составляет шесть месяцев.
В тот же день Куликова Р.И. обратилась к директору УСПН с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение.
Однако до рассмотрения спора судом первой инстанции Куликова Р.И. не была обеспечена санаторно-курортной путёвкой.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что приведёнными выше положениями закона установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счёт средств федерального бюджета, в связи с чем, Куликовой Р.И., являющейся инвалидом и нуждающейся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на
санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. При этом, учёт права граждан на получение указанной услуги введён законодателем не с целью организации очерёдности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному в ст.6.3 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятому в соответствии с данной статьёй Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённому приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N328, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрёл право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Положения п.9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утверждённых постановлением правительства Саратовской области от 28.01.2010 года N29-П, указанным требованиям закона не противоречат, поскольку предусматривают обязанность учреждений социальной поддержки населения по ежеквартальному направлению заявок граждан на предоставление путёвок в министерство социального развития области.
Учитывая, что Куликова Р.И. приобрела право на получение социальной услуги в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение 16.01.2013 года, своевременно (в тот же день) обратилась к директору УСПН с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении именно в 2013 году, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена Куликовой Р.И. в 2013 году.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на УСПН и на Минсоцразвития обязанность обеспечить Куликову Р.И.
санаторно-курортной путёвкой за 2013 год.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ.
Не может повлечь отмену решения суда указание в жалобе на вынесение судом решения без учета возражений ответчика. Как видно из материалов дела, возражения Минсоцразвития на исковое заявление поступили в суд по почте после вынесения решения суда, иных возражений в материалах дела не имеется, при этом данные возражения не содержат каких-либо доводов, ставящих под сомнение правильность вынесенного судом решения.
То обстоятельство, что к участию в деле в качестве соответчика не было привлечено Минфин Российской Федерации в лице УФК по Саратовской области, не является нарушением норм процессуального права, поскольку полномочия Российской Федерации в части предоставления мер социальной защиты инвалидам и по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение переданы правительству Саратовской области, следовательно, разрешённые судом первой инстанции вопросы, не затрагивают права и обязанности Минфин Российской Федерации в лице УФК по Саратовской области.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 28 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.