Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Елисеевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Москалева Г.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о восстановлении районного коэффициента и перерасчете пенсии, по апелляционной жалобе Москалева Г.А. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19 февраля 2014 года, которым отказано Москалеву Г. А. в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., пояснения Москалева Г.А., его представителя Гульчина В.А. (доверенность от 07.10.2013 г.), поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее - УПФ) Рословой В.В. (доверенность от 09.01.2014 г.), полагавшей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Москалев Г.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Просил обязать ответчика исчислять ему размер трудовой пенсии по старости из повышенного отношения заработков 1,7 с момента постановки на учет его пенсионного дела в УПФ с 01.06.2012 г. Требования мотивировал тем, что с 1975 г. работал в ЦНИИ " "данные изъяты"", "адрес". ЦНИИ " "данные изъяты"" занималось разработкой и внедрением навигационных комплексов для атомных подводных лодок. Вся трудовая его деятельность в организации была связана с работой в районах Крайнего Севера, а с 1981 г. истец в должности руководителя группы технического обслуживания атомных подводных лодок переехал на постоянное место жительства в "адрес", где базировалась "данные изъяты" Флотилия атомных подводных лодок. С 1994 г. он является получателем пенсии. К нему, как к лицу, отработавшему более 15-ти лет в районах Крайнего Севера, при начислении пенсии применяется коэффициент повышенного отношения заработка в соответствии с положениями со ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ссылался на справку, выданную ЦНИИ " "данные изъяты"", о сумме его заработка за период с 01.11.1993 г. по 31.10.1994 г., по которой производился расчет пенсии. Начисление заработной платы производилось с учетом районного коэффициента 1,5. Заработную плату он получал из государственного бюджета, так как счета на оплату работ ЦНИИ " "данные изъяты"" выставлял Гидрографической службе Северного флота, то есть фактически оплату производило Министерство обороны СССР, а впоследствии Российская Федерация. Указывал, что до 2012 г., то есть до перевода его пенсионного дела в УПФ, получал пенсию с размером повышенного отношения заработка, так как к его заработной плате был установлен районный коэффициент 1,5. Ранее вопрос о размере повышенного отношения заработка не возникал. В соответствии с решением комиссии ответчика от 19.10.2012 г. N 1963 постановлено размер его страховой части трудовой пенсии по старости исчислять из повышенного отношения заработков 1,4 с момента постановки на учет. С таким решением он не согласился и обратился к ответчику с требованием исчислять размер страховой части трудовой пенсии по старости из повышенного отношения заработков 1,7. В ответе от 25 ноября 2013 г. УПФ отказало ему в удовлетворении данного требования. Считал отказ ответчика в требовании исчислять размер страховой части трудовой пенсии по старости из повышенного отношения заработков 1,7 незаконным.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Москалев Г.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Указывает, что суд не дал оценки обстоятельствам его требований.
На доводы апелляционной жалобы УПФ принесены возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Москалев Г.А., его представитель Гульчин В.А. поддержали доводы жалобы, представитель УПФ Рослова В.В. полагала решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что Москалеву Г.А., "дата" года рождения, пенсия по старости назначена с 1994 года в силу положений ст. 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N340-1 от 20.11.1990 г., с учетом его работы в "адрес". После переезда истца в г. Саратов и постановки его на учёт в УПФ, комиссия по рассмотрению пенсионных прав граждан ответчика приняла решение N1963 от 19.10.2012 г. об исчислении Москалеву Г.А. размера страховой части трудовой пенсии по старости из повышенного отношения заработков 1,4 с момента постановки на учёт пенсионного дела, поскольку истец работал в "адрес".
В соответствии с ранее действовавшим Законом РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 340-1) пенсии устанавливались до 01.01.2002 г.
Положениями ст. 14 Закона N 340-1 было предусмотрено, что пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 112 Закона N 340-1 минимальные размеры трудовых пенсий и социальные пенсии определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. В таком же порядке определяются для указанных граждан максимальные размеры трудовых пенсий. Гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со статьей 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого при выезде указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определяется максимальный размер указанной пенсии, составляет 1,5.
С 01.01.2002 года вступил в силу Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и все ранее назначенные пенсии пересмотрены по нормам указанного закона.
В п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. указано, что для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в РКС и МКС, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, определялись в соответствии с информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.04.2001 г. N 1608-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 15.03.2001 г. N 336-9, ПФ РФ от 09.04.2001 г. N 06-27/2969. При этом, для всей территории "адрес" (за исключением "адрес"-140 и пгт. "адрес" для рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен районный коэффициент к заработной плате 1,4.
Вышеуказанное письмо признано утратившим силу информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 г. N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 г. N 25-23/5995 и был установлен для всей территории "адрес" (за исключением "адрес"-140 и пгт. "адрес") для рабочих и служащих непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате 1,4.
Истец не представил каких-либо доказательств того, что имеет право на применение при расчете пенсии отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации 1,7.
С учетом требований норм права и изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает, что районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что не имеется оснований для понуждения ответчика установить в отношении Москалева Г.А. применение при расчете пенсии отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации 1,7.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод истца о том, что районный коэффициент в размере 1,5 был установлен на основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года N76 является несостоятельным, поскольку Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
В соответствии с постановлением администрации "адрес" от 27.01.1992 г. N64 для рабочих и служащих всех объединений, предприятий, в том числе малых и совместных, организаций и учреждений, расположенных па территории "адрес" был установлен районный коэффициент к заработной плате - 1,5.
Однако, этот районный коэффициент в размере 1,5 в целях пенсионного обеспечения применяться не мог, так как не был установлен в централизованном порядке органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
На основании статьи 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции, действующей до 22 августа 2004 года) районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", которым на территории "адрес", (кроме "адрес" и пгт. "адрес") был установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4.
Не может быть принята во внимание ссылка в жалобе на то, что ответчик неправомерно изменил установленный ранее уровень пенсионного обеспечения истца, поскольку в силу ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Неправомерными являются ссылки в жалобе на судебные постановления арбитражных судов по другим делам и с иным составом лиц, участвующих в деле, поскольку в Российской Федерации законодательство является кодификационным, а не преюдициальным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Москалева Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.