Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Паршиной С.В., Песковой Ж.А.,
при секретаре Третьяных Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску Стадникова С.В. к администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области о признании незаконным отказа в признании нуждающимся и принятии на учет для обеспечения служебным жилым помещением и признании нуждающимся и постановке на учет для обеспечения служебным жилым помещением на территории ЗАТО Светлый Саратовской области, по апелляционной жалобе Стадникова С.В. на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 11 марта 2014 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя истца Стадникова С.В. - Сергеева И.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика - администрации городского округа закрытого административного территориального образования Светлый Саратовской области - Рябовой Е.Н., возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стадников С.В. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области (далее администрация ЗАТО Светлый) о признании незаконным отказа в признании нуждающимся и принятии на учет для обеспечения служебным жилым помещением и признании нуждающимся и постановке на учет для обеспечения служебным жилым помещением, в обоснование которых указал, что является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в "данные изъяты".
"дата" г. межведомственной жилищной комиссией при администрации ЗАТО Светлый было рассмотрено его заявление о признании нуждающимся и принятии на учет для обеспечения служебным жилым помещением на территории ЗАТО Светлый и отказано в его удовлетворении. Решение комиссии было оформлено протоколом N N от "дата" г.
Истец считает решение жилищной комиссии незаконным, нарушающим его права и законные интересы, препятствующим осуществлению им и членами его семьи жилищных прав, поскольку ответчиком не принято во внимание решение Федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" (далее ФГКУ " "данные изъяты"") Министерства "данные изъяты" РФ он включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы: Саратовская область, ЗАТО Светлый, и состоит в реестре нуждающихся в получении служебного жилого помещения на состав семьи 4 человека с "дата" г. При обращении в жилищно-эксплуатационное управление администрации ЗАТО Светлый для приобщения справки ФГКУ " "данные изъяты"" от "дата" г. и получения информации о движении очереди на служебное жилье, он был уведомлен о необходимости повторной сдачи документов для формирования учетного дела очередника и рассмотрении документов межведомственной комиссией. Стадников С.В. считает, что ответчиком созданы препятствия ему и членам его семьи в осуществлении жилищных прав, получении социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", незаконно отказано в принятии на учет для обеспечения служебным жилым помещением на территории ЗАТО Светлый Саратовской области, без надлежащего уведомления ответчик снял его с регистрационного учета с учетным номером N.
Стадников С.В., с учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным отказ администрации ЗАТО Светлый в признании его нуждающимся и принятии на учет для обеспечения служебным жилым помещением на территории ЗАТО Светлый, признать право Стадникова С.В. на обеспечение его и членов его семьи служебным жилым помещением на территории ЗАТО Светлый, обязать администрацию ЗАТО Светлый устранить в полном объеме нарушение прав Стадникова С.В. и препятствие к осуществлению его прав и свобод, принять его на учет для обеспечения служебным жилым помещением на территории ЗАТО Светлый на состав семьи четыре человека.
Решением Татищевского районного суда Саратовской области от 11 марта 2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Стадников С.В. выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указано, что решение является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Судом не принято во внимание, что истец и члены его семьи не имеют отдельного жилья в пос. Светлый. Регистрация истца и членов его семьи по нескольким адресам не свидетельствует об их обеспеченности жилым помещением. Не основан на законе вывод суда об обеспеченности истца и его семьи жильем исходя из расчета площади на человека 10,95 кв.м, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 кв.м. Кроме того, при определении членов семьи военнослужащего суд ошибочно руководствовался нормами жилищного законодательства, а не Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В возражениях на апелляционную жалобу администрация ЗАТО Светлый просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, не сообщили о причинах неявки и не просили дело слушанием отложить. Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах (абз. 2 ч. 1 ст. 15).
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (абз. 2 ч. 1 ст. 15).
Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, изложенного в п. 22 Постановления Пленума от 14 февраля 2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Поэтому особенности жилищного обеспечения военнослужащих, обусловленные их статусом, распространяются на указанное жилье.
Улучшение жилищных условий военнослужащих в иных случаях, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
Решением муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 27 февраля 2010 г. N 12 (с изменениями от 22 марта 2012 г.) утверждено Положение о предоставлении жилых помещений на территории городского округа ЗАТО Светлый, п. 1. ст. 6 конкретизирует норму, закрепленную в абзаце 1 ч. 2.1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и определяет, что в случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, администрация городского округа ЗАТО Светлый после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеет право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с предприятиями и (или) объектами.
Как следует из материалов дела, Стадников С.В. является военнослужащим войсковой части N и проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Истец с "дата" г. состоит в зарегистрированном браке со С.А.И. От совместного брака супруги имеют несовершеннолетних детей - С.Е.С., "дата" г. рождения, С.С.С., "дата" г. рождения.
Судом первой инстанции установлено, что "дата" г. Стадников С.В. обратился в администрацию ЗАТО Светлый с заявлением о признании его и членов его семьи в составе четырех человек нуждающимися и принятии на учет для обеспечения служебным жилым помещением на территории ЗАТО Светлый.
Решением межведомственной жилищной комиссии при администрации ЗАТО Светлый от "дата" г. в удовлетворении заявления Стадникова С.В. было отказано в связи с отсутствием оснований для признания нуждающимся и принятии на учет для обеспечения служебным помещением на территории ЗАТО Светлый Саратовской области.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений и признании его нуждающимся. С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, находит его правильным, основанным на оценке представленных доказательств.
Согласно разъяснениям Верховного суда Российской Федерации, изложенных в п. 22 Постановления Пленума от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жилым помещением, следует руководствоваться нормами жилищного законодательства.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 2 ст. 2 Положения о предоставлении жилых помещений на территории городского округа ЗАТО Светлый от 27 февраля 2010 г. (с изменениями от 22 марта 2012 г.) установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде городского округа ЗАТО Светлый установлена - 10 кв.м.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно справке МУП " "данные изъяты"" ЗАТО Светлый Саратовской области N N от "дата" г. Стадников С.В. зарегистрирован по адресу: "адрес", совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы С.В.Н. (отец), С.Т.Н. (мать), С.С.В. (сестра), С.Е.С. (сын), С.С.С. (сын).
Согласно справке МУП " "данные изъяты"" ЗАТО Светлый Саратовской области N N от "дата" г. жена истца С.А.И. зарегистрирована по адресу: "адрес", совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы С.Н.Б. (мать), С.И.В. (отец), М.Т.В. (бабушка), С.А.И. (брат).
Судом установлено, что общая площадь квартиры "дата" составляет "данные изъяты" кв.м, общая площадь квартиры "дата" составляет "данные изъяты" кв.м.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что в жилых помещениях, в которых зарегистрированы истец и члены его семьи - супруга и сыновья, приходится по 10,95 кв.м из расчета 120,5 кв.м на 11 человек, что превышает учетную норму, установленную в 10 кв.м, для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия критически относится к доводам апелляционной жалобы о том, что при определении членов семьи военнослужащего суд ошибочно руководствовался нормами жилищного законодательства, а не Федерального закона "О статусе военнослужащих" по изложенным выше основаниям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда об обеспеченности истца и его семьи жильем исходя из расчета площади на человека 10,95 кв.м не основан на положениях Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с нормами которого норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 кв.м, основаны на неправильном толковании законодательства, регулирующего основания признания военнослужащих нуждающимися в получении жилья.
В соответствии с пп. "ж" п. 5 ст. 6 Положения о предоставлении жилых помещений на территории городского округа ЗАТО Светлый (с изменениями от 22 марта 2012 г.) служебные жилые помещения на территории городского округа ЗАТО Светлый предоставляются гражданам в связи с прохождением службы на территории городского округа ЗАТО Светлый. Служебные помещения предоставляются по установленным настоящим Положением основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в ЗАТО Светлый.
Согласно ст. 7 Положения служебные жилые помещения предоставляются на основании решения главы администрации городского округа ЗАТО Светлый, принятого по ходатайству руководителя организации, с которой связан трудовым договором (служебным контрактом) гражданин, нуждающийся в служебном помещении.
Согласно п.3 ст. 8 Положения о предоставлении жилых помещений на территории городского округа ЗАТО Светлый для рассмотрения вопроса о принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда граждане лично подают на имя главы администрации городского округа ЗАТО заявление по форме приложения N с1 к Закону Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области".
Служебные жилые помещения предоставляются на основании решения главы администрации городского округа ЗАТО Светлый, принятого по ходатайству руководителя организации, с которой связан трудовым договором (служебным контрактом) гражданин, нуждающийся в служебном жилом помещении.
К ходатайству прилагаются: а) заявление о предоставлении жилого помещения; б) паспорта или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи; в) документ, подтверждающий право на получение служебного жилого помещения (копия трудовой книжки, решение о назначении на должность и т.д.), г) свидетельство о браке или расторжении брака и иные документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи; д) справка о составе семьи, подтверждающая факт проживания заявителя и членов его семьи; е) документы, подтверждающие право на внеочередное получение жилья; ж) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения в Саратовской области.
Согласно материалам дела в администрацию ЗАТО Светлый поступило ходатайство командира войсковой части о включении Стадникова С.В. в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными помещениями.
В удовлетворении ходатайства было отказано по тем основаниям, что истец не представил в администрацию документы, указанные в ч. 3 ст. 8 Положения о предоставлении жилых помещений на территории городского округа ЗАТО Светлый, что подтверждается письмом главы администрации от "дата" г.
Судебная коллегия полагает, что стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих предоставление в администрацию ЗАТО Светлый документов в подтверждение нуждаемости в служебном помещении в сентябре 2012 г. и включение в список очередников на получение служебного жилья с присвоением порядкового номера N, а также не подтверждена нуждаемость в обеспечении жилым помещением.
Оценивая показания допрошенного свидетеля С.А.И.., которая пояснила, что в сентябре 2012 г. истцом были сданы ответчику документы, и он поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за номером N, суд первой инстанции отнесся к ним критически, поскольку свидетель является супругой истца и заинтересована в исходе дела. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки показаний допрошенного свидетеля.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что регистрация истца с несовершеннолетними детьми в квартире своих родителей, а регистрация Стадниковой А.И. в квартире своих родителей, носит формальный характер, поскольку доказательств того, что указанные лица не приобрели право пользования этими жилыми помещениями, в суд первой инстанции не представлено. Кроме того, факт предоставления квартиры "адрес" С.В.Н., в том числе и на сына Стадникова С.В., стороной истца не оспаривается.
Следовательно, при наличии права пользования жилыми помещениями, в которых зарегистрирован истец и члены его семьи, с учетом площади жилого помещения, приходящегося на каждого зарегистрированного лица (более 10 кв.м). правовые основания для удовлетворения исковых требования Стадиникова С.В. у суда первой инстанции отсутствовали.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким выводам подробно, со ссылкой на нормы права и установленные обстоятельства, приведены в обжалуемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Оценка, суждения и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Татищевского районного суда Саратовской области от 11 марта 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Стадникова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.