Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 07 мая 2014 г. по делу N 33А-821/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Патланя В.А.,
судей: Давыдова Д.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре Ирининой Д.З.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в "адрес" (далее - Центр) на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 21 января 2014 г., которым удовлетворено заявление "данные изъяты" Эсмурзиевой Любы Магомед-Салиевны об оспаривании действий начальника Центра, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава Центра.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., объяснения представителя начальника Центра - "данные изъяты" Полтанкинова С.П. в обоснование поданной жалобы, заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" - "данные изъяты" Арефьева М.С., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В связи с предстоящим "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ Эсмурзиева, имеющая общую продолжительность военной службы более "данные изъяты", обратилась к командованию Центра с рапортом о принятии ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - в г. "адрес"
Несмотря на это, приказом начальника Центра от ДД.ММ.ГГГГ N N Эсмурзиева уволена с военной службы "данные изъяты" и с ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава Центра.
Полагая незаконным увольнение без обеспечения жилым помещением, Эсмурзиева обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать начальника Центра данный приказ отменить и восстановить ее на военной службе и в списках личного состава Центра.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе начальник Центра просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование он указывает на то, что Эсмурзиева до настоящего времени не признана Центральной жилищной комиссией ФСО России (далее - Центральная жилищная комиссия) нуждающейся в обеспечении жилым помещением. По его мнению, п. N ст. N "данные изъяты" (далее - "данные изъяты") допускает возможность увольнения военнослужащих с военной службы при желании их получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части. Автор жалобы ссылается на то, что Эсмурзиева препятствовала своевременному решению жилищной комиссией вопроса о принятии ее на жилищный учет, затягивая представление в жилищную комиссию сведений о праве на жилые помещения, в которых она проживала, начиная с 1991 г.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья. Причем эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Из материалов дела видно, что Эсмурзиева относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
В соответствии с п. N "данные изъяты", утвержденной приказом ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ. N N для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и формирования жилищного дела сотрудники подают заявление в жилищную комиссию соответствующего структурного подразделения ФСО России. К заявлению прилагаются документы, относящиеся к решению жилищного вопроса, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом N "данные изъяты" - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, предусмотрено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эти документы, вопреки доводам жалобы, ДД.ММ.ГГГГ представлены Эсмурзиевой одновременно с подачей рапорта о принятии ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства. При этом в ходе беседы, проведенной ДД.ММ.ГГГГ., Эсмурзиева настаивала на обеспечении жилым помещением до увольнения ее с военной службы.
Данные обстоятельства, в свою очередь, предполагали обязанность командования разрешить вопрос о принятии (либо отказе в принятии) Эсмурзиевой на жилищный учет и в зависимости от этого принимать решение о возможности увольнения ее с военной службы.
Приведенный порядок увольнения, как правильно указал суд первой инстанции, командованием Центра был нарушен.
Кроме того, согласно решению Центральной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., оформленному протоколом N N, Эсмурзиева с ДД.ММ.ГГГГ. принята на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному постоянному месту жительства.
Указанное обстоятельство подтверждает факт нарушения командованием права Эсмурзиевой на обеспечение ее жилым помещением до увольнения с военной службы, в связи с чем вывод суда о необходимости восстановления заявителя на военной службе является правильным.
В соответствии с п. N ст. N "данные изъяты", общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная норма, вопреки мнению автора жалобы, не является препятствием для увольнения лишь таких военнослужащих, которым жилье предоставлено ранее, по месту прохождения военной службы.
Аналогичная правовая позиция содержится также в решении Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30, принятом в порядке нормоконтроля п. N ст. N "данные изъяты".
При таких обстоятельствах данная норма Положения в отношении Эсмурзиевой, необеспеченной жилым помещением по месту прохождения военной службы, применению не подлежит.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы начальника Центра не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 21 января 2014 г. по заявлению Эсмурзиевой Любы Магомед-Салиевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.