Решение Смоленского областного суда от 07 мая 2014 г.
(Извлечение)
Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу Свиридовой Ю.А. на постановление судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 04 марта 2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Промышленного районного суда г.Смоленска Свиридова Ю.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
В жалобе Свиридова Ю.А. просит постановление судьи отменить, ссылаясь на то, что таблички с названием кафе и систему вентиляции устанавливало ООО "Два товарища", которому кафе передано по договору аренды от 26.12.2012. Кроме того, просит восстановить процессуальный срок на обжалование постановления судьи.
Ознакомившись с жалобой, заслушав доводы Свиридовой Ю.А. и ее защитника Орлова В.А., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 ст.7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ч.1,2. ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее-Закон) Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима;
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не (нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом Смоленской области от 31.01.2009 N10-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области.
Согласно части 4 статьи 48 указанного Закона при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
В силу статьи 52 Закона физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 указанного Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия; обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения; обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В силу статьи 51 Закона право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия.
При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
Из материалов дела следует, что 11.12.2013 в Департамент Смоленской области по культуре и туризму из прокуратуры "данные изъяты" поступила информация о размещении на фасаде дома, расположенного по адресу: ... системы вентиляции и кондиционирования. Помещения, в границах которых установлены системы вентиляции и кондиционирования, используются под кафе.
Кафе, общей площадью 86,5 кв.м на первом этаже ... на основании договора купли-продажи от 15.02.1999 принадлежит на праве собственности Свиридовой Ю.А.
Здание по адресу: ... является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения "Дом жилой, 50-е г.г. XX", принят на государственную охрану в соответствии с решением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 11.06.1974 N358.
В отношении Свиридовой Ю.А. Департаментом Смоленской области по культуре и туризму по обращению Кузьменкова С.П. была проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Об объектах культурного наследия.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона фасад дома ... обустроен системой вентиляции и кондиционирования без согласования с Департаментом Смоленской области по культуры и туризму. Кроме того, над дверным проемом, расположенном на главном (южном) фасаде дома ... размещен световой короб и буквы "СССР", в согласовании которых Департаментом Смоленской области по культуре и туризму отказано.
В отношении Свиридовой Ю.А. консультантом отдела государственной охраны объектом культурного наследия управления по культурному наследию Департамента Смоленской области по культуре и туризму Ивановой Ю.В. 29.01.2014 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 04.03.2014 Свиридова Ю.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Вина Свиридовой Ю.А. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: (протоколом об административном правонарушении от 29.01.2014 (л.д.3-6), актом проверки от 29.01.2014 (л.д.7-10), приказом от 13.12.2013 N379 о проведении внеплановой документарной проверки от 13.12.2013 (л.д.12-14), копией свидетельства о государственной регистрации права от 08.07.2005 (л.д.15), обращением Кузьменкова С.П. (л.д.17-20), заявлением Свиридовой Ю.А. от 04.12.2013 (л.д.22-26), фототаблицей (л.д.32-34), получившим оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Поскольку Свиридовой Ю.А., как собственником объекта культурного наследия (в границах кафе), нарушены требования ч.1 ст.33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации РФ", а именно: в отсутствие разрешительной документации на фасаде дома установлены системы вентиляции и кондиционирования, а также размещен световой короб и буквы с названием кафе "СССР", в результате чего произошло изменение фасада здания, являющегося объектом культурного наследия, то ее действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и постановление судьи районного суда от 04.03.2014 законно и обоснованно.
Доводы жалобы о том, что систему вентиляции и кондиционирования, а также табличку с названием кафе устанавливало ООО "Два товарища", которому указанное помещение было передано Свиридовой Ю.А. по договору аренды от 26.12.2012, отклоняются как несостоятельные, поскольку опровергаются собственноручными обращениями Свиридовой Ю.А. в адрес начальника Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 04.12.2013, и в адрес Администрации г.Смоленска от 01.10.2013 о согласовании размещения рекламных конструкций и кондиционеров (л.д.22-26; материалы надзорного производства прокуратуры "данные изъяты" Ссылка Свиридовой Ю.А. о том, что обращение в адрес начальника Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 04.12.2013 она не подписывала, судьей Смоленского областного суда не принимается, как голословная и расценивается в качестве стремления избежать административную ответственность. Факт аналогичного обращения в Администрацию г.Смоленска от 01.10.2013 заявителем не оспаривается.
Утверждение в жалобе о том, что дело об административном правонарушении было рассмотрено судьей районного суда в отсутствие Свиридовой Ю.В., не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления по следующим основаниям.
Судьей по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, направлялось судебное извещение (л.д. 45), согласно которому Свиридова Ю.А. заказным письмом извещалась о рассмотрении дела об административном правонарушении в Промышленном районном суде г.Смоленска 04.03.2014 в 10-30, однако за его получением на почту не явилась (л.д. 43). Следовательно, судьей районного суда были приняты необходимые меры по надлежащему извещению Свиридовой Ю.А. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, максимальное наказание, предусмотренное ст.7.12 КоАП РФ наказание Свиридовой Ю.А. назначено без учета общих правил назначения административного наказания, установленных ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Из материалов проверки Департамента Смоленской области по культуре и туризму следует, что 29.01.2014 в адрес Свиридовой Ю.А. вынесено два предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в части получения согласования на установку системы кондиционирования и вентиляции, а также демонтаже светового короба и букв "СССР", размещенных на главном фасаде дома, которые до настоящего времени не исполнены. Полагаю, что указанное обстоятельство должны быть учтено в качестве отягчающего обстоятельства, что не противоречит пункту 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Доводы заявителя, о том, что предписания она не получала, опровергаются копией кассового чека о направлении предписаний в адрес Свиридовой Ю.А. заказным письмом.
Принимая во внимание данные о личности Свиридовой Ю.А., которая ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекалась, состоит в разводе, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, учитывая наличие отягчающего обстоятельства-неисполнение предписаний Департамента Смоленской области по культуре и туризму, полагаю возможным снизить размер ранее назначенного Свиридовой Ю.А. административного наказания в виде административного штрафа "данные изъяты"
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Из материалов дела видно, что копия обжалуемого решения была выслана в адрес Свиридовой Ю.А. по почте для сведения 20.03.2014, получена 25.03.2014. Жалоба подана 31.03.2014, т.е. в пределах 10 суток с момента получения копии решения.
Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.7 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
РЕШИЛ:
постановление судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 04 марта 2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Свиридовой Ю.А. изменить, снизив размер ранее назначенного ей административного наказания в виде административного штрафа до "данные изъяты"
В остальной части постановление судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 04 марта 2014 оставить без изменения, жалобу Свиридовой Ю.А.- без удовлетворения.
Судья М.В. Туникене
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.