Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего (судьи) Шитиковой Т.М.,
судей: Моисеевой М.В., Федоришина А.,
при секретаре Семеновой О.В.
рассмотрела
в апелляционном порядке гражданское дело по иску Урвачевой Просковьи Романовны к Администрации муниципального образования "Гагаринский район" о признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка
по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Гагаринский район" на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 27.02.2014 года.
Заслушав доклад судьи Моисеевой М.В., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Урвачева П.Р. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования "Гагаринский район" о признании незаконным постановления Администрации N от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 760 кв.м из категории земель населенных пунктов по адресу: ... , с разрешенным использованием для индивидуального строительства, сославшись на то, что указанное постановление не соответствует требованиям закона и нарушает ей права, поскольку предоставляемый ей земельный участок, схема которого утверждена оспариваемым постановлением, не может быть использован в соответствии с его целевым назначением - для жилищного строительства, так как находится в охранной зоне метеорологической станции "М-2 Гагарин" в санитарно-защитной зоне Предтеченского кладбища.
Истец, представители ответчика и третьих лиц Смоленского ЦГМС и Администрации г.Гагарин в судебное заседание суда первой инстанции не явились, истец представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 27.02.2014 года требования истца удовлетворены. Постановление Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области N от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 760 кв.м из категории земель населенных пунктов по адресу: ... , с разрешенным использованием для индивидуального строительства, признано незаконным.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Гагаринский район" просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое, которым отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме. При принятии решения, установив, что земельный участок, схема которого утверждена обжалуемым постановлением, расположен одновременно в охранной зоне метеорологической станции и в санитарно-защитной зоне Предтеченского кладбища, что исключает его использование по назначению, суд исходил из требований Положения о создании охранных зон ... , утвержденного Постановлением Правительства РФ N 972 от 07.08.1999 года, которым предусмотрено создание охранных зон от границ земельного участка на расстоянии, как правило, 200 м, однако, не учел, что Правилами застройки и землепользования города территория метеостанции отнесена к зоне И-3 - зоне предприятий и баз инженерной инфраструктуры 4-5 санитарного класса, что предполагает возможность нахождения формирующихся земельных участков от неё на расстоянии 100-50 м. Кроме того, Генеральным планом г.Гагарина и п.1.1 постановления Администрации указанная зона метеостанции уточнена и определена "в пределах 70 м во все стороны от границ метеорологической площадки". Следовательно, выделяемый для истца земельный участок находится на допустимом расстоянии от зоны метеорологической станции. Также при определении допустимого расстояния до Предтеченского кладбища в соответствии с нормативами, предусмотренными СанПин 2.2 ... 1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", суд неправильно определил допустимое расстояние как 500 м, тогда как согласно указанной норме, санитарно-защитная зона устанавливается в зависимости от площади кладбища: захоронения площадью от 20 до 40 га - 500 метров, ... от 10 до 20 га - 300 метров, ... от 10 и менее га - 100 метров. Поскольку фактически площадь Предтеченского кладбища равна 4,5 га, следовательно, санитарно-защитная зона составляет 100 метров. При указанных обстоятельствах все требования закона при утверждении схемы расположения земельного участка, предоставляемого истцу, ответчиком соблюдены.
В письменных возражениях на жалобу
истец Урвачёва П.Р. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области - без удовлетворения по тем основаниям.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 15 ЗК РФ - земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами, не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов документации по планировке территорий.
Согласно п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании заявления ... , с учетом зонирования территорий ... утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Исходя из положений п. п. 1.3.1, 2.4, 2.8 Административного регламента администрации г. Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Согласование схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории", утвержденного постановлением администрации г. Смоленска N 1922-адм от 03.10.2011 года, предоставление указанной муниципальной услуги осуществляется управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска.
Основаниями отказа в согласовании схемы расположения земельного участка являются, в том числе, несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки г. Смоленска (п.3).
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 18.10.2012 года на ответчика возложена обязанность по предоставлению Урвачевой П.Р. в черте г. Гагарина земельного участка под ИЖС (л.д.10-11).
В порядке исполнения указанного судебного акта постановлением Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области N от (дата) утверждена схема расположения земельного участка, площадью 760 кв.м, по адресу: ... , с разрешенным использованием для ИЖС (п.1), а на Урвачеву П.Р. возложена обязанность по обеспечению выполнения кадастровых работ в отношении выделенного земельного участка и осуществление его кадастрового учета (п.2) (л.д. 13)
Из схемы расположения данного земельного участка, утвержденной ответчиком, и масштабного плана охранной зоны Метеорологической станции "М-2 Гагарин", разработанного ООО "Землемер" усматривается, что выделенный Урвачевой П.Р. земельный участок расположен в зоне обременения Метеорологической станции "М-2 Гагарин" и на расстоянии 170 м от городского Предтеченского кладбища (л.д.14).
В соответствии со справкой Смоленской ЦГМС N01/430 от 08.10.2013 года, вопрос о выделении гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства вблизи метеостанции М-2 Гагарин со Смоленским ЦГМС не согласовывался (л.д.20).
В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством РФ, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, в том числе, и на строительную (ч.3 ст.13 ФЗ N 113 от 19.07.1998 года "О гидрометеорологической службе".
Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 972 от 27.08.1999 года, предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии 200 метров во все стороны. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнений (п.3 и п.6 Положения).
Исходя из буквального толкования данных положений, возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдения оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Все это создает опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке.
В соответствии с п.7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 74 от 25.09.2007 года "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" (с изменениями от 10.04.2008 года, 06.10.2009 года, 09.09.2010 года), Предтеченское кладбище относится к сооружениям санитарно-технической, транспортной инфраструктуры, объектам коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг: кладбища смешанного и традиционного захоронения, для которых размер санитарно-защитной зоны составляет 500 м (л.д.23).
Согласно масштабному плану охранной зоны метеорологической станции "М-2 Гагарин", расположенной по ... , расстояние от земельного участка истца до границ городского кладбища составляет 170 м, следовательно, земельный участок, выделенный Урвачевой П.Р., находится в охранной зоне указанной станции, где жилищное строительство недопустимо (л.д.24).
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что границы утвержденного ответчиком земельного участка под ИЖС подпадают под охранную зону метеорологической станции, а также находятся в санитарно-защитной зоне Предтеченского кладбища, где индивидуальное жилищное строительство не допустимо.
Доказательств, опровергающих доводы суда, на день принятия судом обжалуемого решения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что Генеральным планом г. Гагарин охранная зона метеостанции установлена в размере 70 м, что Постановлением администрации МО "Гагаринский район" от 30.04.2013 года N 680 отменены ранее установленные границы охранной зоны в пределах 200 м, не могут быть приняты во внимание, поскольку документов, подтверждающих указанные мероприятия, на день рассмотрения судом спора ответчиком не представлено, а, кроме того, в материалах дела имеется письмо Гагаринской межрайонной прокуратуры о принесении протеста на предмет незаконности и отмены данного постановления, ввиду того, что изменение границ охранной зоны с 200 до 70 метров во все стороны от метеорологической площадки было произведено без согласования с ФГБУ "Центральное УГМС" (л.д. 21).
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции неверно применена санитарно-защитная зона в 500 м, устанавливаемая в зависимости от площади кладбища, поскольку площадь Предтеченского кладбища составляет 4,5 га, в связи с чем, санитарно-защитная зона составляет 100 м, также не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих размер кладбища, суду не представлено, а в Государственном Кадастре недвижимости сведений об учете земельного участка, на котором расположено городское Предтеченское кладбище, не имеется.
Принимая решение, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно истолковал и применил нормы материального и процессуального права. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 27.02.2014 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области-
без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.