Судья Смоленского областного суда Моисеева М.В., при секретаре Ананченкове И.М., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Строй-Центр" Калиненкова Н.Н. на решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 07 мая 2014 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО "Строй-Центр" Калиненкова Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Смоленской области по охране природы Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - Департамент) N от (дата) года генеральный директор ООО "Строй-Центр" Калиненков Н.Н. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Решением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 07 мая 2014 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе генеральный директор ООО "Строй-Центр" Калиненков Н.Н. просит отменить решение судьи, ссылаясь на отсутствие вины в совершении инкриминируемого правонарушения.
Выслушав защитника Калиненкова Н.Н. Афонину Н.Е., представителя должностного лица Департамента Мякшина В.Н., изучив жалобу, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из обжалуемого постановления, генеральным директором ООО "Строй-Центр" Калиненковым Н.Н. нарушено природоохранное законодательство, а именно, не соблюдены экологические требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. В нарушение ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", не предоставлены паспорта на отходы IV класса опасности, образующиеся в результате деятельности Общества, в нарушение ст. 18 того же Закона и ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды", не представлены проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
(дата) Департаментом в отношении Общества составлен протокол N об административном правонарушении по статье 8.1 КоАП РФ.
Постановлением N от (дата) генеральный директор Общества признан виновным в совершении указанного административного правонарушения, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В силу статьи 1 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года " Об охране окружающей среды", требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон об отходах), под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 11 указанного Закона об отходах содержит ряд требований к обращению с отходами для юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, а именно: необходимость соблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрения малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения; проведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставление в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами; соблюдения требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и неотложных мер по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц, либо имуществу юридических лиц, немедленного информирования об этом федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно частям 2, 3 статьи 14 Закона об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Пунктом 5.19 "ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст предусмотрено, что паспортизация отхода - это последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов с целью ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 570 от 15.08.2007 года (далее по тексту - Порядок паспортизации опасных отходов) на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 401от 30.07.2004 года.
Согласно пункту 2.8 Порядка паспортизации опасных отходов, паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с Инструкцией по ее заполнению, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 785 от 02.12.2002 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 указанной Инструкции, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы 1-4 класса опасности для окружающей природной среды.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ, под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Этот закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое). То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 12 Закона N 89-ФЗ).
Между тем, сведений об осуществлении ООО "Строй-Центр", генеральным директором которого является Калиненков Н.Н., специализированной деятельности по размещению отходов, равно как и об оказании им в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности какого-либо иного предусмотренного частью 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ вида негативного воздействия на окружающую среду, в материалы дела не представлено.
Договор на утилизацию отходов производства и потребления от (дата) (на который в обоснование доводов об образовании в деятельности Общества опасных отходов ссылается Департамент) заключен для обеспечения деятельности по обслуживанию многоквартирных домов, в том числе, вывозу отходов потребления жильцов.
Из постановления должностного лица не следует, за какой именно вид негативного воздействия на окружающую среду Калиненков Н.Н., как генеральный директор Общества, обязан вносить плату, а также совершать действия по паспортизации отходов, представлению соответствующей отчетности.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй-Центр", генеральным директором которого является Калиненков Н.Н., осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, вместе с тем, вмененное нарушение, связано не с данной деятельностью, а с административной деятельностью Общества (содержание офиса).
В ходе проверки административным органом не собраны, а также в судебное заседание не представлены сведения о среднесписочной численности работников Общества, организации его деятельности (в том числе, наличие транспортных средств), позволяющие определить вид образующихся отходов, рассчитать их объем.
В акте проверки административным органом указано, что в деятельности Общества, генеральным директором которого является Калиненков Н.Н., образуются следующие виды отходов (мусор от бытовых помещений организаций несортированный; электрическое оборудование, приборы, устройства и их части; отходы бумаги и картона; электрические лампы накаливания отработанные и брак; обрезки и обрывки тканей смешанных), однако, источник получения указанной информации (в частности, осмотр, материалы фотофиксации) не указан. Следовательно, факт образования отходов от деятельности Общества не доказан.
На основании вышеизложенного прихожу к выводу о том, что в действиях генерального директора Общества Калиненкова Н.Н. отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по правилам которой пересматриваются решения нижестоящих судов на не вступившие в законную силу постановления должностных лиц административных органов (ст. 30.9 КоАП РФ), по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 07 мая 2014 года подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях генерального директора ООО "Строй-Центр" Калиненкова Н.Н. состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Смоленской области по охране природы N от (дата) , решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 07.05.2014 года по жалобе на данное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья М.В. Моисеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.