Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Дука Е.А.
судей Вороной Н.Л., Степановой М.Г.
при секретаре Чайка Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению М1, М2, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних М3, М4, к ОАО "Ипотечное агентство Югры", Правительству ХМАО - Югры о признании участником подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО -Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 гг. и на период до 2015 года", восстановлении в списках участников подпрограммы по дате подачи заявления, понуждении Правительства ХМАО - Югры обеспечить финансирование подпрограммы "Доступное жилье молодым" в рамках принятых ОАО "Ипотечное агентство Югры" на учет заявлений о признании участником и выданных решений о признании участником подпрограммы "Доступное жилье молодым",
по апелляционной жалобе истца М1 на решение Сургутского городского суда от (дата), которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения представителя истца М1 Б, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что (дата) их семья признана участниками подпрограммы 4 "Ипотечное жилищное кредитование" и подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" целевой Программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года". На основании трехстороннего соглашения за счет кредитных средств они приобрели в общую собственность квартиру. Решением ответчика от (дата) они исключены из подпрограммы 2, поскольку М1 исполнилось 36 лет. Принятое решение считают незаконным, так как на момент признания их участниками подпрограммы они соответствовали названному возрастному критерию. Просят признать за ними право на получение субсидии в рамках реализации подпрограммы 2 и обязать Ипотечное агентство восстановить их в Едином списке участников подпрограммы с момента подачи заявления, а Правительство ХМАО - Югры обеспечить финансирование вышеназванной подпрограммы в рамках принятых ОАО "Ипотечное агентство Югры" на учет заявлений о признании участником и выданных решений о признании участником подпрограммы "Доступное жилье молодым".
В судебном заседании истец М, действующая также в интересах несовершеннолетних М3, М4, просила удовлетворить исковые требования.
Истец М1, его представитель Л1 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ОАО "Ипотечное агентство Югры" Ш исковые требования не признал.
Представитель ответчика Правительства ХМАО - Югры, представители третьих лиц Комитета по опеке и попечительству администрации г. Сургута, ОАО "Сбербанк России", Уполномоченные по правам человека и ребенка в ХМАО - Югре в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец М1 просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на доводы, изложенные в иске. Указал, что на момент признания их семьи участниками подпрограммы они соответствовали критерию "молодая семья". Ограничение их прав на получение субсидии в связи с достижением возраста, превышающего признание семьи молодой до получения субсидии, противоречит ст.19 Конституции РФ. Суд не учел тот факт, что ответчик, выдавая решение о признании их семьи участниками подпрограммы 2, ввел их в заблуждение относительно гарантий получения субсидии. Кроме того, в результате выдела доли их несовершеннолетним детям в приобретаемой квартире, как того требуют правила программы, они лишены возможности в будущем получить статус нуждающихся в государственной поддержке.
В возражении на апелляционную жалобу представитель Правительства ХМАО - Югры Л просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, представителей третьих лиц, Уполномоченных по правам человека и ребенка в ХМАО - Югре, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их и доводы возражений на них, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и видно из материалов дела, 30 мая 2011г. истцы признаны участниками подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" целевой программы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утверждённой постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п (далее - подпрограмма 2).
28 марта 2013г. истцы исключены из Единого списка участников подпрограммы 2 по мотиву достижения одним из супругов возраста 36 лет, со ссылкой на п.1 ст.9 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п (далее - Порядок).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, что ввиду достижения М1 36-летнего возраста утрачены основания для участия в подпрограмме 2.
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 6 Порядка, участником целевой программы по подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" является признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий молодая семья, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
Право участников подпрограммы 2 на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением, как это предусмотрено п.1 ст.11 Порядка.
В силу п.2 ст.11 Порядка решение о предоставлении Уведомления участникам подпрограммы 2 на право получения субсидии принимается уполномоченным органом в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и регистрационного номера в книге регистрации и учета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем году на финансирование программы, после получения участником подпрограммы такого Уведомления на право получения субсидии и представления участником подпрограммы в уполномоченный орган документов, указанных в п.п.3 и 4 статьи 11 Порядка.
Таким образом, гражданин с момента признания участником подпрограммы становится лишь претендентом на получение субсидии, что не свидетельствует об одновременном принятии уполномоченным органом решения о ее предоставлении, и, соответственно, в случае превышения участником установленного предельного возраста 35 лет, молодая семья утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья" (п.п.1.6 п.1 ст.9 Порядка).
Участие в подпрограмме носит добровольный характер, и соблюдение ее условий, являющихся общедоступной информацией, участниками подпрограммы обязательно (п.1 ст.2, п.1 ст.4 Порядка).
То, что истцы являются получателями государственной поддержки по подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование" в виде компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору, вышеназванные правила участия в подпрограмме 2 не отменяет.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы" также предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. "а" п.6 Правил).
С учетом изложенного, решение об исключении истцов из Единого списка участников подпрограммы 2 по мотиву достижения одним из супругов предельного возраста участия в подпрограмме по категории "молодая семья" соответствует требованиям закона.
Ссылка апеллянтов на лишение гарантированного права на предоставление субсидии несостоятельна, поскольку решение о предоставлении истцам субсидии по подпрограмме 2 не принималось.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку обстоятельств дела, не влекут отмену судебного акта.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу М1 - без удовлетворения.
Председательствующий судья Дука Е.А.
Судьи: Вороная Н.Л.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.