Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Селищева В.В.,
судей Быковой Н.В., Старцевой Т.Г.,
при секретаре Юдакове С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Центрального районного суда г. Тулы от 24 марта 2014 года по делу по иску Сальникова Л.Н. к Государственному учреждению - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Заслушав доклад судьи Быковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сальников Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является инвалидом " ... " группы, получившим увечье в результате ликвидации аварии на ЧАЭС, поэтому имеет право на получение набора социальных услуг.
В целях получения путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год он обратился с соответствующим заявлением в Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
Однако путевка ему не была предоставлена в 2013 году из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на указанные цели.
Считает, что указанные действия нарушают его права, в связи с чем просил обязать Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выделить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В судебном заседании истец Сальников Л.Н., а также его представитель Павлов В.А., допущенный к участию в деле на основании заявления в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении, пояснив, что до настоящего времени истцу не предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Представители ответчика Государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Чудеснова В.Г. и Денисова Ю.В. в судебном заседании исковые требования Сальникова Л.Н. не признали, просили в удовлетворении иска отказать за необоснованностью.
Решением суда постановлено обязать Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Сальникову Л.Н. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит отменить решение суда как незаконное, постановленное в нарушение норм материального права.
Полагают, что действия регионального отделения полностью соответствуют Административному регламенту предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно". Ни закон N178-ФЗ, ни Административный регламент не содержат требований по ежегодному обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Следовательно, региональным отделением не нарушены сроки по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение. При этом судом не было учтено, что в силу Федерального закона от 03.12.2012 года N219-ФЗ и Федерального закона от 02.12.2013 года N322-ФЗ организация предоставления путевок возложена на Фонд, который осуществляет оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение только в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Кроме того, заявления граждан - получателей набора социальных услуг о предоставлении санаторно-курортного лечения регистрируются региональным отделением и удовлетворяются с учетом даты их подачи, в порядке очередности. При таких обстоятельствах региональное отделение не имеет правовых оснований для обеспечения Сальникова Л.Н. путевкой на санаторно-курортное лечение вне очереди и за истекший период - 2013 год. Обязанность финансирования по предоставлению социальных услуг гражданам, имеющим право на получение санаторно-курортного лечения, возложена на Российскую Федерацию и осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по доверенности Жилиной Г.И., возражения истца Сальникова Л.Н. и его представителя Павлова В.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", положениями Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. N 328, и исходил из того, что истец является инвалидом " ... " группы и нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении как ликвидатор ЧАЭС.
Из материалов дела усматривается, что Сальников Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом " ... " группы, бессрочно, в связи увечьем, полученным в результате ликвидации аварии на ЧАЭС, что подтверждается справкой серии N N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ Сальников Л.Н. обратился в Государственное учреждение - Тульское региональное Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив медицинскую справку для получения путевки формы N070/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению вышеуказанные заявление и справка были приняты и зарегистрированы Государственным учреждением - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Впоследствии Сальниковым Л.Н. была предоставлена справка для получения путевки формы N070/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Сальников Л.Н. является участником ликвидации последствий ядерной аварии, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В частности, имеет право на обеспечение санаторно-курортным лечением в силу ст.ст. 6.1, 6.7 ФЗ "О государственной социальной помощи".
Судом установлено, что санаторно-курортное лечение в 2013 году Сальникову Л.Н. не было предоставлено по причине значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот и недостаточности финансовых средств у ответчика на данные цели.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд с учетом норм закона, регулирующего спорное правоотношение, и установленных обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что в 2013 году своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, в связи с чем ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение по мотивам наличия большого количества лиц, имеющих право на данный вид льгот, поскольку при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение вышеуказанное обстоятельство основанием для отказа в его реализации не является.
Выводы суда первой инстанции о наличии у истца права на санаторно-курортное лечение не противоречат требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Ответчиком не оспаривалось, что истец относится к категории граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (ст. 6.1), поскольку является инвалидом.
Согласно ст. 6.7 ФЗ N 178-ФЗ лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан, имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг, в том числе за санаторно-курортным лечением, в утвержденном порядке.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
На основании ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - как федеральный орган исполнительной власти, которому законодатель поручил разработать и принять Порядок предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, - установило срок подачи заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение до 1 декабря текущего года, исходя из необходимости его надлежащего финансового и организационного обеспечения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Сальникову Л.Н. ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена, данное право также не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Судебная коллегия не может согласиться и с доводами апеллянта относительного того, что требование истца не может быть удовлетворено ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок лежит непосредственно на ответчике.
При этом Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 24 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна. Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.