Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Серегиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Аббасовой Э.Б. на решение Советского районного суда г.Тулы от 4 апреля 2014 года по заявлению Аббасовой Э.Б. об оспаривании отказа Щекинского территориального отдела министерства труда и социальной защиты Тульской области, бездействия департамента демографической политики, департамента социальной защиты, опеки и попечительства министерства труда и социальной защиты Тульской области в связи с нарушением права заявителя на информацию.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аббасова Э.Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Щекинского территориального отдела министерства труда и социальной защиты Тульской области, бездействия департамента демографической политики, департамента социальной защиты, опеки и попечительства министерства труда и социальной защиты Тульской области в связи с нарушением права заявителя на информацию.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является сиротой, бывшей воспитанницей Яснополянского детского дома. 25.07.1991 г. встала на учет в исполкоме Щекинского городского Совета народных депутатов Тульской области с целью улучшения жилищных условий. Поскольку до настоящего времени жильем надлежащим образом как лицо из числа детей-сирот не обеспечена, 19.08.2013 г. обратилась в территориальный отдел по Щекинскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области с заявлением об установлении факта невозможности ее дальнейшего проживания в жилом помещении по адресу: "адрес" нанимателем которого по договору социального найма она является. Однако распоряжением от 17.09.2013 г. N 23/362 а-р ей было отказано в установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении. 30.09.2013 г. она обратилась к министру труда и социальной защиты Тульской области и к заместителю министра - директору департамента демографической политики, социальной защиты, опеки и попечительства. 30.10.2013 г. получила, как полагает, формальный, немотивированный ответ. Указала, что на официальном сайте в сети Интернет отсутствует информация о Федеральном законе от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что нарушает ее права на доступ к информации.
Просила признать незаконным распоряжение начальника территориального отдела по Щекинскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области, признать незаконным ответ от 30.10.2013 г. N 17-01-22/790-о директора департамента демографической политики, социальной защиты, опеки и попечительства, признать незаконным бездействие министерства труда и социальной защиты Тульской области по неразмещению информации о вышеуказанном нормативном акте.
В уточненном заявлении от 04.04.2014 г. Аббасова Э.Б. просила обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области признать факт невозможности ее проживания в жилом помещении, нанимателем которого она является, разместить на официальном сайте Министерства информацию о Федеральном законе от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебное заседание заявитель Аббасова Э.Б. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель Аббасовой Э.Б. по доверенности Лысковцев А.Г. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Цура О.С. заявленные требования не признала, поскольку положения Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ не могут быть распространены на Аббасову Э.Б., т.к. она достигла 23-летнего возраста до введения его в действие. В связи с чем полагала, что Аббасовой Э.Б. было правомерно отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении распоряжением территориального отдела по Щекинскому району министерства от 17.06.2013 г. N 23\362а-р, а на письменное обращение в министерство труда и социальной защиты по вопросу правомерности внесения распоряжения Щекинского территориального отдела заявителю дан развернутый ответ со ссылкой на нормы действующего законодательства, в соответствии с которым вынесено указанное распоряжение. Федеральный закон от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" находится в открытом доступе для граждан, размещен на множестве сайтов в сети Интернет, присутствует в правовых информационно-справочных системах "Гарант" и "Консультант-Плюс", в связи с чем, не размещение на сайте указанного Федерального закона не является нарушением федерального законодательства в сфере обеспечения доступа к информации государственных органов.
Суд постановил решение, которым отказал Аббасовой Э.Б. в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Аббасова Э.Б. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Аббасовой Э.Б. по доверенности Лысковцева А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с положениями ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2013г.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ч. 4 ст. 8 названного Федерального закона N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Аббасова Э.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее являлась воспитанницей Яснополянского детского дома. Родители Аббасовой Э.Б. умерли.
04.01.1991 г. Аббасовой Э.Б. была предоставлена комната площадью 8,7 кв.м. в общежитии по адресу: "адрес" в которую она вселилась в установленном порядке, с указанной даты является зарегистрированной в этой комнате по настоящее время.
Решением Щекинского горисполкома от 25.07.1991 г. Аббасова Э.Б. была включена в общий (льготный) список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как учитель.
11.12.1998 г. на указанную жилую площадь зарегистрирован по месту жительства сын Аббасовой Э.Б. - Л.К.А.
Согласно распоряжению главы администрации г. Щекино и Щекинского района от 13.10.2004 г. N 775 в связи с передачей в муниципальную собственность общежитий от ОАО "Щекиноазот", комната, занимаемая Аббасовой Э.Б. была за ней закреплена.
Постановлением администрации МО рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области от 01.03.2010 г. N 26 изменена нумерация комнаты, занимаемой Аббасовой Э.Б. с сыном Л.К.А. с 33 на 39.
19.08.2013 г. Аббасова Э.Б., как лицо из числа детей-сирот, обратилась к начальнику территориального отдела по Щекинскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области с заявлением об установлении факта невозможности ее дальнейшего проживания в указанном жилом помещении в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Распоряжением начальника территориального отдела по Щекинскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области от 17.09.2013 г. N 23/362 а-р ей было отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: "адрес"
Из ответа заместителя министра - директора департамента демографической политики, социальной защиты, опеки и попечительства министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30.10.2013 г. N 17-01-27/790-о следует, что заявителю отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, поскольку Аббасова Э.Б. не относится к категории лиц, право на жилое помещение которых гарантируется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, в связи с тем, что она достигла 23-летнего возраста.
Разрешая заявленные Аббасовой Э.Б. требования, суд первой инстанции, установив, что Аббасова Э.Б., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, на момент вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159 -ФЗ достигла возраста 27 лет, а также принимая во внимание, что 25.07.1991 г. заявитель была поставлена на учет на первоочередное предоставление жилого помещения как учитель, то есть на основании ст. 36 ЖК РСФСР, а не на основании ст. 37 ЖК РСФСР на внеочередное предоставление жилого помещения как сирота, пришел к обоснованному выводу, что Аббасова Э.Б. не относится к числу лиц, на которых распространяются положения Федерального закона от 21.12.1996г. N159 -ФЗ.
Поскольку сведений о том, что занимаемое заявителем жилое помещение не является благоустроенным, не отвечает санитарным и техническим требованиям, а равно доказательств того, что ей предоставлялось жилое помещение меньшее учетной нормы жилой площади, Аббасовой Э.Б. не предоставлено, суд обоснованно, со ссылкой на нормы действующего законодательства, пришел к выводу что отказ Щекинского территориального отдела министерства труда и социальной защиты Тульской области, а также департамента демографической политики, департамента социальной защиты, опеки и попечительства министерства труда и социальной защиты Тульской области в установлении факта о невозможности проживания в занимаемом Абаасовой Э.Б. жилом помещении правомерен и постановлен в пределах полномочий вышеуказанных органов.
Довод заявления о том, что при расчете нормы жилой площади должно приниматься во внимание проживание на этой жилой площади сына Аббасовой Э.Б. Л.К.А. правомерно были отвергнут судом первой инстанции как несостоятельный, т.к ... Аббасова Э.Б. 04.01.1991 г. была вселена в предоставленную ей жилую комнату одна, ребенок был зарегистрирован по указанному адресу в 1998 г.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порядок рассмотрения территориальным органом министерства труда и социальной защиты Тульской области в Щекинском районе заявления Аббасовой Э.Б., был соблюден, ответ заявителю был дан в установленный срок и содержит исчерпывающую информацию на поставленный Аббасовой Э.Б. вопрос, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия департамента демографической политики, департамента социальной защиты, опеки и попечительства министерства труда и социальной защиты Тульской области в связи с отсутствием на официальном сайте министерства информации о ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд указал, что факт отсутствия данного закона на сайте министерства не является нарушением федерального законодательства в сфере обеспечения доступа к информации государственных органов. Кроме того, заявителем не было представлено доказательств того, что не размещение на сайте министерства данного нормативно-правового акта федерального уровня создало препятствий в реализации Аббасовой Э.Б. ее законных прав и интересов.
Таким образом, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам в точном соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в пределах заявленных требований, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы Аббасовой Э.Б. не могут являться причиной отмены постановленного судом решения, поскольку не основаны на нормах действующего материального законодательства, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к переоценке собранных по делу доказательств.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Тулы от 4 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Аббасовой Э.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.