Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего ЛысенинаН.П.,
судей АгееваО.В., СавельевойГ.В.,
при секретаре ПлотниковеД.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Николаева Ю.В. к "УПФР" об оспаривании решения, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе ответчика "УПФР" на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 24 февраля 2014 года, которым постановлено:
Решение "УПФР" от 31 октября 2013 года признать незаконным в части отказа Николаеву Ю.В. во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периодов работы вахтово-экспедиционным методом в районе Крайнего Севера, с 01 января по 31 марта 2013 года, с 11 июля по 05 сентября 2013 года и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию с даты возникновения права на нее.
Обязать "УПФР" включить Николаеву Ю.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы вахтово-экспедиционным методом в районе Крайнего Севера в "ООО" в качестве "специальность" с 01 января по 31 марта 2013 года, с 11 июля по 05 сентября 2013 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с даты возникновения права на пенсию - с 05 августа 2013 года.
Отказать Николаеву Ю.В. в назначении досрочной трудовой пенсии с 2 августа 2013 года.
Взыскать с "УПФР" в пользу Николаева Ю.В. судебные расходы в размере "сумма", в остальной части во взыскании судебных расходов отказать.
Заслушав доклад судьи АгееваО.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
НиколаевЮ.В. обратился в суд с иском к "УПФР" об оспаривании решения, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Требования истцом мотивированы тем, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в удовлетворении которого решением ответчика от 31 октября 2013 года было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в который, по мнению истца, неправомерно не были включены периоды работы в качестве "специальность" в районах Крайнего Севера с 1 января по 31 марта 2013 года и с 1 июля по 5 сентября 2013 года. Также им были понесены расходы на оплату услуг представителя и по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.
Истец просил признать решение от 31 октября 2013 года "УПФР" незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 1 января по 31 марта 2013 года и с 11 июля по 5 сентября 2013 года, назначить досрочную трудовую пенсию по старости со 2 августа 2013 года, возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере "сумма", расходы на оплату услуг представителя в размере "сумма".
В судебном заседании истец НиколаевЮ.В. поддержал требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика "УПФР" ТамбоваА.В. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица "ООО" в судебном заседании не участвовал.
Судом вынесено указанное ранее решение, обжалованное ответчиком "УПФР" по мотивам его незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Представитель ответчика ТамбоваА.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель истца ЗагидуллинаЛ.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила отказать ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третье лицо "ООО" извещено о времени и месте апелляционного рассмотрения, представитель в судебное заседание не явился.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, выслушав объяснения представителей ответчика и истца, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, решением "УПФР" от 31 октября 2013 года истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсия в Российской Федерации" в связи с тем, что его специальный стаж работы в районах Крайнего Севера установлен в "данные изъяты" при требуемой его продолжительности в 7 лет 6 месяцев, когда заявитель имеет право выйти на пенсию в "данные изъяты". На дату обращения НиколаевуЮ.В. было "данные изъяты", необходимый страховой стаж (25 лет) имеется. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не были включены периоды с 1 января по 31 марта 2013 года и с 1 июля по 5 сентября 2013 года, так как работодатель не сдал индивидуальные сведения за период работы с 1 июля по 5 сентября 2013 года, корректирующую форму за период с 1 января по 31 марта 2013 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что факт осуществления истцом трудовой деятельности в районах Крайнего Севера в спорный период с 1 января по 31 марта 2013 года и с 1 июля по 5 сентября 2013 года подтверждается представленными доказательствами, справками "ООО", уточняющими стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и представленных по делу доказательствах.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
В статье 2 приведенного Закона определено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно взаимосвязанных положений п.1 ст.10 и ч.1 ст.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Пунктом 2 ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации возложена на страхователей, которыми в силу п.1 ст.6 того же Федерального закона являются лица, производящие выплаты физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, работодатель "ООО" подтвердил территориальные условия труда истца в спорный период в районах Крайнего Севера. Факт работы истца в районе Крайнего Севера в спорный период с 1 января по 31 марта 2013 года подтверждается справкой "ООО" N от 14 ноября 2013 года о работе в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели вахтово-экспедиционным методом в "ООО" (место дислокации: "адрес", район Крайнего Севера) "специальность" с 25 января 2006 года по 5 сентября 2013 года, фактической отработке в районах Крайнего Севера "данные изъяты"; справкой "ООО" N от 1 июля 2013 года о работе НиколаеваЮ.В. в "ООО" с 25 января 2006 года по 5 сентября 2013 года в "адрес", район Крайнего Севера, в качестве "специальность", получении надбавки за работу в районе Крайнего Севера в размере " ... "%.
Периоды работы истца в районах Крайнего Севера с 1 января по 31 марта 2013 года и с 11 июля по 5 сентября 2013 года подтверждаются копией трудовой книжки, справками о работе, сведениями о трудовом стаже.
Поскольку право работника, работающего на условиях найма, на включение периодов трудовой деятельности в специальный стаж и на реализацию его пенсионных прав не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения работодателем предусмотренной законом обязанности по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды работы истца с 1 января по 31 марта 2013 года и с 11 июля по 5 сентября 2013 года подлежали включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как периоды работы в районах Крайнего Севера.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствовали основания для исключения спорных периодов работы истца из подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера при досрочном назначении трудовой пенсии по мотивам невыполнения работодателем обязанности по уплате страховых взносов, подтверждения территориальных условий труда работника.
Таким образом, с учетом зачета оспариваемых периодов работы с 1 января по 31 марта и с 11 июля по 5 сентября 2013 года, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил более 7 лет 6 месяцев, предусмотренных законом для назначения трудовой пенсии с уменьшением возраста.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что пенсионный орган не имел возможности проверить достоверность представленных работодателем сведений о застрахованном лице НиколаевеЮ.В. и поэтому спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, судебная коллегия отклоняет, поскольку такие обстоятельства по делу не установлены.
Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2); за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 3).
Пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года N987н установлено, что в случае обнаружения ошибок в предоставленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок предоставляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
По смыслу приведенных положений Федерального закона и Инструкции следует, что контроль за представлением страхователем неполных и (или) недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования возложен на пенсионный орган.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции учел конкретные обстоятельства дела, сложность дела, объем оказанной юридической помощи, ее необходимость, качество и эффективность, а также требования разумности и справедливости, определил размер подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца расходов, понесенных по оплате юридических услуг в сумме "сумма". Расходы по уплате государственной пошлины в размере "сумма" подлежали возмещению истцу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и, соответственно, для отмены или изменения обжалуемого им решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу "УПФР" на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 24 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.