Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Савельевой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Петровой Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Шемуршинском районе Чувашской Республики - Чувашии и Гусячкина А.П. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 11 марта 2014 года по гражданскому делу по иску Гусячкина А.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Шемуршинском районе Чувашской Республики - Чувашии о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Шемуршинском районе Чувашской Республики - Чувашии (далее - УПФ РФ в Шемуршинском районе ЧР) от ДД.ММ.ГГГГ N Гусячкину А.П. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) в связи с отсутствием требуемого льготного стажа работы. Специальный стаж определен в "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней.
В специальный стаж не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем сепаратного участка Батыревского маслозавода; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компрессорщиком холодильных установок.
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, Гусячкин А.П. обратился в суд с иском в котором с учетом уточнения просил признать решение незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы машинистом аммиачно-холодильных установок сепараторного пункта маслодельного завода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, машинистом (компрессорщиком) аммиачно-холодильных установок Молочного завода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что в спорные периоды он работал машинистом аммиачно-холодильных установок, работа в указанной должности предусмотрена Списками N2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22 августа 1956 года и постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
В суде первой инстанции Гусячкин А.П. требования поддерживал, представитель ответчика Еремеев А.А. иск не признавал.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение УПФ РФ в Шемуршинском районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы Гусячкина А.П. машинистом аммиачно-холодильных установок сепараторного пункта маслодельного завода с ДД.ММ.ГГГГ ода по ДД.ММ.ГГГГ и машинистом аммиачно-холодильных установок сепараторного пункта маслодельного завода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, указанные периоды включены в специальный стаж и на ответчика возложена обязанность по назначению Гусячкину А.П. досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На указанное решение УПФ РФ в Шемурлинском районе ЧР подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что правом на досрочную трудовую пенсию обладают машинисты холодильных установок, обслуживающие аммиачно-холодильные установки, занятые выполнением данных работ в течение полного рабочего дня. Между тем, из трудовой книжки истца следует, что он был принят на работу слесарем, а ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода принят компрессорщиком холодильных установок, то есть работал в должностях, не предусмотренных Списком N2. Кроме того, судом не учтено, что характер работы показаниями свидетелей подтвержден быть не может.
На указанное же решение подана апелляционная жалоба Гусячкиным А.П. в части даты назначения досрочной пенсии. В жалобе указывается на необоснованный отказ в назначении пенсии в момента первоначального обращения за ее назначением с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика УПФ РФ в Шемуршинском районе ЧР Еремеев А.А. жалобу Управления поддержал, жалобу Гусячкина А.П. не признал.
Истец Гусячкин А.П. и его представитель Харитонов В.И. просили в удовлетворении жалобы Управления отказать, жалобу Гусячкина А.П. удовлетворить.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, указанного ст.7 данного Федерального закона, мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и шести месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п.2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время лицам, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда досрочная трудовая пенсия назначается на основании Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и введенного в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года. В разделе ХХХIII "Общие профессии" указанного Списка имеются машинисты холодильных установок, обслуживающие аммиачно-холодильные установки (позиция 23200000-14341).
Право на досрочное пенсионное обеспечение работников, проработавших на работах с тяжелыми условиями труда, было предусмотрено и действовавшим до 1 января 1992 года законодательством. В частности, досрочная трудовая пенсия им назначалась на основании Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22 августа 1956 года, в разделе XXXII "Общие профессии" которого были указаны машинисты (мотористы, компрессорщики), обслуживающие аммиачно-холодильные установки в промышленности и на транспорте.
Из изложенных норм следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются указанные выше специалисты, обслуживающие аммиачно-холодильные установки.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что на сепараторном пункте маслодельного завода, который в ДД.ММ.ГГГГ был преобразован в Молочный завод, эксплуатировались аммиачно-холодильные установки АУ-45 и АУ-90, на которых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гусячкин А.П. работал в качестве машиниста указанных установок.
Факт работы истца на аммиачных компрессорных установках подтверждается копиями приказа Государственного агропромышленного комитета от ДД.ММ.ГГГГ N о передаче холодильной компрессорной установки АУ-90 на баланс Маслодельного завода; договора между Маслодельным заводом и физическими лицами от ДД.ММ.ГГГГ о ремонте аммиачных компрессоров АУ-45; акта от ДД.ММ.ГГГГ о приемке работ по ремонту аммиачных компрессоров АУ-45, приказа от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу С.И.В. в качестве машиниста аммиачно-холодильных установок, удостоверенными МБУ "районный архив".
Наличие на предприятии аммиачно-компрессорных установок подтверждается также определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт работы К.А.Н. в сепараторного пункта маслодельного завода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ машинистом аммиачно-холодильных установок, а также показаниями свидетелей К.А.Н., Ю.В.С., работавшего с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ директором сепараторного пункта маслозавода, С.В.П., работавшего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директором Молочного завода.
Как следует из трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу слесарем сепараторного пункта. Вместе с тем, на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ для упорядочения записей в трудовых книжках в связи с переходом на новые условия оплаты труда, Гусячкин А.П. значится машинистом холодильных установок (л.д. "данные изъяты"), в качестве машиниста его должность указана и в ведомости по начислению заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Гусячкин А.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал машинистом холодильных установок, обслуживавшим аммиачно-холодильные установки.
Ссылки жалобы на записи в трудовой книжке не опровергают указанных выводов.
Доводы жалобы УПФ РФ в Шемуршинском районе ЧР о недопустимости свидетельских показаний на правильность решения суда не влияют, поскольку решение суда принято на основании исследования совокупности доказательств, в том числе и письменных.
Дана судом надлежащая оценка и доводам ответчика о необходимости представления доказательств работы истца в течение полного рабочего времени.
Согласно пункту 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 года N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 235.
Между тем данные разъяснения были утверждены после 1 января 1992 года, а спорный период имел место до принятия указанных разъяснений, в связи с чем отсутствие справок работодателя о выполнении истцом указанных работ не менее 80% рабочего времени, которые в настоящее время получить невозможно ввиду ликвидации завода, не препятствует включению спорного периода в стаж. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2012 года N 81-В11-9.
Судебная коллегия находит, что в решении суда изложены с достаточной полнотой имеющие значение по делу обстоятельства, касающиеся признания за истцом права на включение спорных периодов в специальный стаж.
Что касается доводов, изложенных в апелляционной жалобе УПФ РФ в Шемуршинском районе ЧР, то все они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы Гусячкина А.П. в части даты назначения пенсии.
Согласно ст.19 Федерального закона N173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии.
Первоначальное обращение за пенсией имело место ДД.ММ.ГГГГ. В назначении пенсии на основании указанного заявления Гусячкину А.П. было отказано, поскольку ввиду ликвидации предприятия, он не смог представить все необходимые для назначения пенсии документы. Данным судебным решением подтвержден факт наличия у Гусячкина А.П. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ необходимого для назначения пенсии специального стажа, страхового стажа и возраста.
При таких обстоятельствах пенсия подлежит назначению с момента первоначального обращения за ее назначением. Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской федерации от 7 и 14 июня 2006 года.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в части даты назначения Гусячкину А.П. досрочной трудовой пенсии изменить и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шемуршинском районе Чувашской Республики - Чувашии назначить выплату Гусячкину А.П. досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Шемуршинском районе Чувашской Республики - Чувашии на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.