Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Александровой А.В., Юркиной И.В.,
при секретаре Михайловой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Степановой Р.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) ... о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Степановой Р.В. и дополнению к ней на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 февраля 2014 года, которым постановлено:
возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) ... обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Степановой Р.В. периодов работы с 03 мая 1983 года по 17 октября 1983 года в должности заведующего ... фельдшерским пунктом ... ЦРБ в льготном порядке из расчета один год три месяца за один год работы; с 09 января 2003 года по 17 августа 2009 года в должности старшей медицинской сестры в Центре медицинской реабилитации ОАО " ... "; нахождения на курсах повышения квалификации с 24 сентября 2002 года по 06 ноября 2002 года.
В удовлетворении требований Степановой Р.В. о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) ... обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода работы с 18 августа 2009 года по 08 июля 2013 года в должности старшей медицинской сестры в ООО "Медицинский центр " ... " и по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с ... года отказать.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанова Р.В. с учетом уточнения обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) ... (далее - УПФ РФ ... ) о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 03 мая 1983 года по 17 октября 1983 года в должности заведующего ... фельдшерским пунктом ... ЦРБ в льготном порядке из расчета один год три месяца за один год работы, с 09 января 2003 года по 17 августа 2009 года в должности старшей медицинской сестры в Центре медицинской реабилитации ОАО " ... ", с 18 августа 2009 года по 08 июля 2013 года в должности старшей медицинской сестры в ООО "Медицинский центр " ... ", нахождения на курсах повышения квалификации с 24 сентября 2002 года по 06 ноября 2002 года календарно и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ... года.
Требования мотивированы тем, что ... года Степанова Р.В. обратилась в УПФ РФ ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от ... года за N ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Не согласившись с указанным решением, Степанова Р.В. обратилась в суд, полагает, что ответчиком незаконно не включены в подсчет специального стажа спорные периоды и неправильно произведен подсчет специального стажа, что нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
Истец Степанова Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по приведенным в иске основаниям и вновь привела их суду, пояснила, что периоды работы в ООО "Медицинский центр " ... " подлежат включению в специальный стаж, поскольку она занимается медицинской деятельностью, выполняет те же функции, что и в должности старшей медицинской сестры в Центре медицинской реабилитации ОАО " ... ".
Ответчик УПФ РФ ... , извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР, ОАО " ... ", ООО "Медицинский центр " ... ", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. ОАО " ... " ранее был представлен отзыв на исковое заявление, в котором подтвердил факт работы истца с 09 января 2003 года по 17 августа 2009 года в должности старшей медицинской сестры в Центре медицинской реабилитации ОАО " ... ", и заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Степановой Р.В. на предмет отмены по мотивам его незаконности и необоснованности в той части, в которой ей отказано в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд необоснованно отказал во включении в ее специальный стаж спорного периода работы в должности старшей медицинской сестры в ООО "Медицинский центр " ... ", так как Общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, а занимаемая истицей в спорный период должность старшей медицинской сестры предусмотрена Списком должностей. Кроме того из ее заработной платы производились отчисления в Пенсионный фонд.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Степановой Р.В. и ее представителя Васильева Л.С., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика УПФ РФ ... Енцовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа; 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Очевидно, что непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
Исходя из вышеизложенного законодатель выделил в особую категорию работников, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организации труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
Согласно пункту 2 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением N 781 от 29.10.2002 г. утвердило Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение, а также определили наименование должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости.
В разделе "Средний медицинский персонал" указанного Списка занимаемая Степановой Р.В. должность старшей медицинской сестры поименована в перечне должностей, однако в разделе "Наименование учреждений" общество с ограниченной ответственностью (ООО) не указано.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
На основании Устава ООО "Медицинский центр " ... " Общество создается в целях развития предпринимательства и извлечения прибыли (п. 2.1 - л.д. 79).
Таким образом, ООО "Медицинский центр " ... " по организационно-правовой форме учреждением не является.
Учитывая, что Степанова Р.В. в спорный период с 18 августа 2009 года по 08 июля 2013 года занимала должность старшей медицинской сестры в ООО "Медицинский центр " ... ", тогда как данное юридическое лицо не является учреждением здравоохранения, судебная коллегия приходит к выводу, что у истицы, работающей в организации, имеющей организационно-правовую форму в виде общества с ограниченной ответственностью, не возникло право на включение указанного периода в специальный стаж.
Каких-либо сведений о том, что ООО "Медицинский центр " ... " ранее являлось учреждением, а впоследствии имело место изменение организационно-правовой формы, суду не представлено, что касается ссылок истца на то, что Центр медицинской реабилитации ОАО " ... " был переименован в ООО "Медицинский центр " ... ", то они являются несостоятельными по следующим основаниям.
Так согласно приказу от ... года N деятельность Центра медицинской реабилитации была прекращена с ... года.
ООО "Медицинский центр " ... " было создано ... года на основании учредительного договора, заключенного между ФИО и ОАО " ... ".
Таким образом до ... года существовали одновременно оба структурных подразделения, а затем Центр медицинской реабилитации был ликвидирован без правопреемства.
Истица и остальные сотрудники были уволены из Центра медицинской реабилитации по переводу в ООО "Медицинский центр " ... ", который оказывает платные медицинские и иные услуги на договорной основе сторонним физическим и юридическим лицам.
Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что изменения организационно-правовой формы Центра медицинской реабилитации в порядке ст. 57 ГК РФ не производились, данное юридическое лицо прекратило свою деятельность в соответствии со ст. 61 ГК РФ без перехода прав и обязанностей к ООО "Медицинский центр " ... ".
При таком положении установление тождественности занимаемой истцом в Центре медицинской реабилитации должности старшей медицинской сестры такой же ее должности в ООО "Медицинский центр " ... " в спорный период правового значения не имеет, поскольку не порождает возникновения у истца права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что период работы истицы в ООО "Медицинский центр " ... " подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку Общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе на оказание амбулаторно-поликлинической помощи, а занимаемая истицей в спорный период должность старшей медицинской сестры предусмотрена Списком должностей, и что в период работы в ООО "Медицинский центр " ... " из ее заработной платы производились отчисления в Пенсионный фонд, не влияют на правильность принятого по делу решения и не могут повлечь его изменение.
При отсутствии на дату обращения истца в пенсионный орган необходимого специального стажа Степановой Р.В. обоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обстоятельства дела судом исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка. Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Степановой Р.В. и дополнение к ней на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.