Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Габитовой А.М.,
судей Портянова А.Г.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Салимове И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора ... на решение ... от дата, которым постановлено:
в удовлетворении иска прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ООО ... об обязании произвести жителям домов, находящихся под управлением ООО ... , перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов ... куб. м на одного человека в год за дата годы отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Р.Ф. Фахретдиновой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ... обратился в суд с иском к ООО ... об обязании ООО ... произвести жителям домов, находящихся под управлением ООО ... , перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов ... куб. м на одного человека в год, за дата годы.
Иск был мотивирован тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки выявилось, что вывоз и утилизация твердых бытовых отходов из многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО ... , осуществляется последним на основании договоров, заключенных с ООО 1 исходя из установленной нормы накопления твердых бытовых отходов в размере ... куб. м, утвержденной Решением Совета городского округа ... от дата N ...
Указанное решение было опротестовано прокурором ... , а также обжаловано в суд. Решением ... от дата на Совет городского округа ... возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, отменить несоответствующее закону Решение Совета городского округа ... от дата N ... "Об утверждении нормы накопления твердых бытовых отходов" на ближайшей сессии. С учетом изложенного прокурор полагал, что плата за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов взимается в завышенном размере, поскольку в отсутствие иных нормативов накопления твердых бытовых отходов на федеральном уровне, подлежат применению нормативы накопления, установленные согласно государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги" в размере ... куб. м.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционном представлении прокурор просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности. Указывает, что согласно п. 8 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, условия договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В силу ст. 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Российской Федерации относятся в том числе, установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, следовательно, органы местного самоуправления утрачивают возможность устанавливать нормы накопления твердых бытовых отходов.
В апелляционной жалобе также содержатся доводы о том, что Генеральная схема очистки ... , утвержденная ФГУП Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами, не является нормативно-правовым актом, подлежащим применению при разрешении дела, а вывод суда о том, что применение нормы накопления твердых бытовых отходов в размере ... куб.м на одного человека в год, не будет обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье населения, не обоснован.
ООО ... представлены возражения (отзыв) на апелляционное представление, в которых указано на отсутствие в договоре на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, заключенного с ООО 1, ссылки на отмененное лишь в дата решение Совета городского округа ... Также в возражениях указано, что нормативы образования отходов применимы только при производстве единицы продукции, вывоз отходов в жилищно-коммунальной сфере не подлежит тарификации либо нормированию.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Исследовав материалы дела и проверив решение суда, выслушав прокурора, поддержавшего апелляционное представление, представителей ООО ... Х.М.С. и ООО 1 Т.Т.Т.., поддержавших решение, обсудив доводы апелляционного представления, возражений (отзыва) на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска прокурора.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Российской Федерации отнесены в том числе, установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В силу ч. 11 ст. 155, ч. 7 ст. 156 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Как следует из материалов дела и не опровергалось сторонами, Решением Совета городского округа ... от дата N ... утверждена норма накопления твердых бытовых отходов ... куб.м на одного жителя в год на территории городского округа г ... с дата (л.д. N ... ).
Также сторонами не опровергалось, что Решением Совета городского округа ... от дата N ... решение Совета городского округа ... от дата N ... признано утратившим силу (л.д. N ... ).
Генеральная схема очистки города ... , утвержденная ФГУП Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами, составлен прогноз изменения норм накопления твердых бытовых отходов для благоустроенного жилого фонда на период до дата года, в том числе на дата год - ... куб. м на 1 человека в год, в дата - ... куб. м, в дата - ... куб. м, в дата - ... куб. м (л.д. N ... ).
Согласно договору от дата с дополнительными соглашениями ООО ... поручает, а ООО 1 принимает на себя обязательства на выполнение работ по механизированной погрузке, регулярному вывозу и размещению подготовленных к погрузке твердых бытовых отходов и дворового смета, образующихся от населения, с остановок в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (л.д. N ... ).
В суде первой и апелляционной инстанций сторонами не опровергнуто то обстоятельство, что плата за оказанные услуги исчисляется исходя из утвержденной Решением Совета городского округа ... нормы накопления ... куб.м, что также следует из письма ООО 1 от дата N ... (л.д. N ... ) и из письма ООО ... от дата N ... (л.д. N ... ).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, исходил из Генеральной схемы очистки ... , согласно которой норма накопления твердых бытовых отходов на 1 человека в дата году составляет ... куб. м, следовательно, применение нормы ... куб. м не будет обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье населения ...
Судебная коллегия находит выводы суда, основанные на прогнозных показателях Генеральной схемы очистки ... , неправомерными, сделанными без учета норм материального права, регламентирующего отношения между исполнителем и потребителем услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, и жилищного законодательства, поскольку Генеральная схема очистки ... не является нормативно-правовым актом, соответствие прогноза которого фактическому состоянию ответчиком не доказано.
Судебная коллегия полагает, что вышеприведенными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, управление которым осуществляется общим собранием собственников жилых и нежилых помещений в таком многоквартирном доме.
Таким образом, потребителем услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов являются собственники помещений в многоквартирном доме, а размер платы за содержание общего имущества, включая плату за сбор и вывоз отходов, подлежит определению на общем собрании собственников.
Исходя из того, что Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, в соответствии с которыми также заключен договор между ООО ... и ООО 1, предусмотрено, что не только цена, но и сроки оказания услуг по вывозу бытовых отходов, порядок и форма оплаты должны быть определены по соглашению между исполнителем и потребителем, судебная коллегия находит, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие такого соглашения.
При наличии обращения жителей ... в прокуратуру Республики Башкортостан о неправомерном начислении платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (л.д. N ... ), в отсутствие доказательств о проведенном на общем собрании собственников помещений согласования вопросов по цене, срокам вывоза бытовых отходов, порядка и формы оплаты таких услуг, начисление платы ООО ... нельзя признать обоснованным.
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии с положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" полномочия органа местного самоуправления в области обращения с отходами по установлению требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, отсутствуют. Нормативом образования отходов федеральный закон называет количество отходов при производстве единицы продукции, следовательно, такой норматив для отходов потребления, образуемых от жилых благоустроенных домов, не предусмотрен.
Вместе с тем, пунктом 2.1.4. СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, установлено, что для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Следовательно, нормы накопления отходов устанавливаются и применяются для определения количества мусоросборников.
Кроме того, п. 4.8 и Приложением А ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия предусмотрены нормы вывоза бытовых отходов, которые носят рекомендательный характер и могут быть установлены в размере, отличном от указанных в таблице, органами местного самоуправления в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1099.
В настоящее время указанные Правила утратили силу в связи с принятием Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, которыми сбор и вывоз бытовых отходов к коммунальным услугам не отнесены.
При таких обстоятельствах, когда вступившим в законную силу решением ... от дата решение Совета городского округа ... от дата N ... признано незаконным, и было отменено органом, его вынесшим, а действующим законодательством не установлены иные обязательные нормы, используемые при расчете платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов для благоустроенных жилых домов, расчет цены услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты могут быть определены только соглашением между исполнителем и потребителем.
Поскольку договор на оказание услуг по вывозу и размещению услуг от имени потребителя заключен управляющей организацией, то соглашение о цене, сроках, порядку и форме оплаты потребителей, являющихся собственниками помещений и общего имущества многоквартирного дома, может быть выражено в протоколе общего собрания, наличие которого истец опровергает, а ответчиком иное не доказано.
При этом п. 8 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, условия договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, обязании ООО ... произвести жителям домов, находящихся под управлением ООО ... , перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за дата в порядке, установленном законодательством.
Доводы возражений ответчика на апелляционное представление не имеют правового значения по существу настоящего дела, поскольку ими, а также какими-либо иными доказательствами в противоречие ст. 56 ГПК Российской Федерации соглашение потребителя на данный объем оказываемых услуг, порядок и сроки их предоставления, порядок оплаты не доказано.
Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение ... от дата отменить, вынести новое решение, которым исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ООО ... удовлетворить частично, обязать ООО ... произвести жителям домов, находящихся под управлением ООО ... , перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за дата в порядке, установленном законодательством.
Председательствующий Габитова А.М.
Судьи Портянов Г.А.
Фахретдинова Р.Ф.
Справочно: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.