Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Алиевой Э.З.,
судей Загирова Н.В., Османова Т.С.,
при секретаре ФИО.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Адамова С.З. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 марта 2014 года по иску Министерства труда и социального развития РД к Адамову С.З. о взыскании с него незаконно полученной суммы ежемесячной доплаты к пенсии в размере "."
Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы Адамова С.З., просившего отменить решение суда первой инстанции вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства труда и социального развития РД, доводы представителей Министерства труда и социального развития РД Абакарова И.А. и Асхубалова С.М., просивших оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство труда и социального развития РД обратилось в суд с иском к Адамову СЗ. о взыскании с него незаконно полученной суммы ежемесячной доплаты к пенсии в размере "." В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития РД Мурсалова Т. С. иск поддержала и пояснила, что в соответствии со статьей 15 Закона Республики Дагестан от 8 апреля 2008 года N 18 "О государственных должностях Республики Дагестан" и Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 января 2008 года N 23 "Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан", лицо, замещающее государственную должность Республики Дагестан на постоянной основе и получавшее денежное вознаграждение за счет ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, освобожденное от государственной должности Республики Дагестан в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Ранее, до вступления в силу Постановления от 30 января 2010 года N 23, данный вопрос регулировался Постановлением Правительства Республики Дагестан от 3 июня 1996 года N 90, при этом основные условия назначения и приостановления ежемесячной доплаты к пенсии остались без изменения. Согласно решению Аппарата Народного Собрания Республики Дагестан от 29 сентября 2004 года Адамову С. З. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости как лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан - Председателя Комитета Народного Собрания Республики Дагестан. Решением Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 20 декабря 2004 года Адамову С.З. назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости. По состоянию на 1 октября 2013 года, с учетом всех изменений и индексаций, размер ежемесячной доплаты к пенсии Адамова С.З. составляет "." При этом, согласно пункта 20 Постановления Правительства Республики Дагестан от 30 января 2010 года N 23, при замещении лицом, получающим ежемесячную доплату к пенсии, пенсию за выслугу лет, должности государственной службы Российской Федерации, государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Дагестан, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы выплата приостанавливается со дня замещения одной из указанных должностей. Лицо, получающее ежемесячную доплату к пенсии, пенсию за выслугу лет и назначенное на одну из указанных должностей, обязано в 5-дневный срок сообщить об этом в письменной форме в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. Однако, Адамов С.З. не сообщил в письменной форме в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан о том, что согласно постановлению главы муниципального образования " "адрес"" от 2 марта 2011 года N он был утвержден на должность депутата представительного органа в муниципальном образовании " "адрес"", в связи с чем незаконно получил сумму ежемесячной доплаты к пенсии с марта 2011 года по июль 2013 года в размере "." В целях досудебного урегулирования спора Министерством труда и социального развития Республики Дагестан 25 октября 2013 года в адрес Адамова С.З. было направлено письмо о возврате денежных средств в добровольном порядке в сумме "." полученных без установленных законом оснований, однако, этот вопрос в добровольном порядке урегулировать не удалось. С учетом изложенного просит иск удовлетворить, взыскать с Адамова С.З. в пользу Министерства труда и социального развития Республики Дагестан незаконно полученную суммы ежемесячной доплаты к пенсии в размере "."
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 марта 2014 года постановлено: "иск Министерства Труда и социального развития РД удовлетворить. Взыскать с Адамова С.З. в доход республиканского бюджета РД денежные средства в размере "."
На данное решение Адамовым С.З. подана апелляционная жалоба, в которой он выражает свое несогласие с ним по следующим основаниям. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 июля 1963 года N 10 обратил внимание судов на важность своевременного и правильного разрешения гражданских дел о взыскании сумм государственных пенсий, излишне выплаченных пенсионерам суммы к трудовым пенсиям. Рассмотрение этих дел должно обеспечивать не только охрану интересов государства, но и прав и интересы граждан.
В силу п. 178 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590. взыскание сумм пенсий доплат, излишне выплаченных пенсионерам, может производиться путем удержаний из пенсии только на основании решений комиссии по назначению пенсий.
Суммы, излишне полученные пенсионером не по своей вине, если не установлен судом факт злоупотреблений правом возврату не подлежат.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда и иные денежные суммы предоставленные гражданину в качестве средства к существованию и при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Под злоупотреблением пенсионера понимается предоставление им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов с заведомо неправильными сведениями либо сокрытие данных, исключающих право на пенсию или доплат к пенсии.
Эти обстоятельства может установить только суд, а не те органы, которым дано право назначить пенсию, или же обратиться в суд о взыскании излишне выплаченных сумм.
Поскольку речь идет о гражданско-правовых отношениях между мною и истцом, то по аналогии закона можно применять категории гражданско-процессуального права, где процессуальная добросовестность гражданина является презумпцией его невиновности и не нуждается в доказательствах, пока судом, а не органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, как это было в ранее действовавшем пенсионном законодательстве.
В его случае, судом не установлен факт злоупотребление правом с его стороны. Он никем, ни администрацией МО "Кайтагский район", ни Министерством труда и социального развития Республики Дагестан не был информирован, при утверждении его на должность депутата представительного органа в муниципальном образовании "Кайтагский район", о возможности прекращении доплат к его трудовой пенсии. О возможности приостановления ежемесячной доплаты к пенсии по старости как, лицу замещавшему государственную должность Республики Дагестан он узнал после подачи истцом искового заявления в суд.
Такой вопрос никем не ставился при его присутствии, поэтому у него не могли быть каких-либо корыстные интересы в получении доплат к трудовой пенсии.
В ходе судебного разбирательства судом не было установлено какие-либо нарушения закона или должностной инструкции с его стороны.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в данном случае Министерство труда и социального развития Республики Дагестан должен прийти к выводу о нарушениях, допущенных пенсионером, не просто констатацией данного факта, а в результате всестороннего исследования обстоятельств пенсионному делу.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 15 Закона Республики Дагестан от 08 апреля 2008 года N 18 "О государственных должностях Республики Дагестан" и Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 января 2008 года N 23 "Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан" лицо, замещающее государственную должность Республики Дагестан на постоянной основе и получавшее денежное вознаграждение за счет ассигнований республиканского бюджета РД, освобожденное от государственной должности РД в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Согласно пункта 20 Постановления Правительства Республики Дагестан от 30 января 2008 года N 23 "Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан" при замещении лицом, получающим ежемесячную доплату к пенсии, пенсию за выслугу лет, должности государственной службы Российской Федерации, государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Дагестан, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, а также должности в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих, выплата приостанавливается со дня замещения одной из указанных должностей.
Лицо, получающее ежемесячную доплату к пенсии, пенсию за выслугу лет и назначенное на одну из указанных должностей, обязано в 5-дневный срок сообщить об этом в письменной форме в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Как видно из материалов дела, согласно решению Аппарата Народного Собрания РД от 29 сентября 2004 года Адамову С.З. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан, а именно Председателя Комитета Народного Собрания Республики Дагестан. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Адамову С.З. была назначена решением Министерства труда и социального развития РД от 20 декабря 2004 года. По состоянию на 01 октября 2013 года с учетом всех изменений и индексаций размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Адамова С.З. составлял "."
Постановлением главы муниципального образования "Кайтагский район" от 02 марта 2011 года N Адамов С.З. был утвержден на должность депутата представительного органа - советника главы МО " "адрес"" и ему установлено денежное вознаграждение в размере "." В период с марта 2011 года по июль 2013 года Адамов С.З. продолжал получать ежемесячную доплату к пенсии, общий размер которой составил "."
Поскольку Адамов С.З. должен был в 5-дневный срок сообщить об этом в письменной форме в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, что повлекло бы за собой прекращение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, а им такая обязанность не была исполнена, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании с Адамова С.З. в доход республиканского бюджета РД денежные средства в размере "."
Ссылка Адамова С.З. в апелляционной жалобе на нормы Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 являются необоснованными, поскольку оно фактически утратила силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, ссылка в апелляционной жалобе на п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ является также необоснованной, поскольку со стороны ответчика усматривается недобросовестность, а именно сокрытие данных, исключающих право на пенсию или доплат к пенсии.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции законное и обоснованное, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 марта 2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Адамова С.З. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.