Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Шихановой О.Г.
Басанговой И.Б.
при секретаре
Убушиевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Патаева В.Д. о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста в предоставлении ежемесячных денежных выплат, возложении обязанности производить ежемесячные выплаты с момента обращения по апелляционной жалобе исполняющего обязанности начальника Управления социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста Асархиновой А.Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 апреля 2014 года.
Заслушав доклад председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Басангова И.В., объяснения представителя Управления социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста Темянниковой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Патаева В.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Патаев В.Д. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста, указав, что с марта 2014 года он стал ветераном труда Республики Калмыкия и в соответствии со ст. 4 Закона Республики Калмыкия "О ветеранах труда Республики Калмыкия" имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 500 руб. 06 марта 2014 года он обратился с заявлением о назначении вышеназванной ежемесячной денежной выплаты, однако ответчиком было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" он является получателем ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров в размере 470 руб. 23 коп. Согласно действующему законодательству получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям не допускается. Социальная поддержка предоставляется только по одному основанию по выбору ветерана.
Полагая, что он имеет право на получение одновременно мер социальной поддержки как по Закону Республики Калмыкия "О ветеранах труда Республики Калмыкия", так и по Федеральному закону "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", просил суд обязать ответчика назначить ему меру социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат в размере 500 руб. в соответствии с Законом Республики Калмыкия "О ветеранах труда Республики Калмыкия".
В судебном заседании Патаев В.Д. исковые требования поддержал и просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель Управления социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста Темянникова Е.С. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что истец в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" является получателем ежемесячной денежной выплаты и не может воспользоваться правом на получение такой же ежемесячной денежной выплаты как ветеран труда по республиканскому закону.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 апреля 2014 года исковые требования Патаева Владимира Дорджиевича удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста в предоставлении Патаеву Владимиру Дорджиевичу ежемесячной денежной выплаты в размере 500 руб.
Признано право Патаева Владимира Дорджиевича на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 500 руб. на основании ч. 1 ст. 4 Закона Республики Калмыкия "О ветеранах труда Республики Калмыкия".
На Управление социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста возложена обязанность предоставить Патаеву Владимиру Дорджиевичу ежемесячную денежную выплату в размере 500 руб. с даты обращения.
В апелляционной жалобе исполняющего обязанности начальника Управления социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста Асархиновой А.Б. ставится вопрос об отмене состоявшегося решения суда ввиду неправильного применения положений законодательства, регулирующих вопросы предоставления мер социальной поддержки ветеранов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Удовлетворяя исковые требования Патаева В.Д., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Республики Калмыкия "О ветеранах труда Республики Калмыкия", исходил из того, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты как в соответствии с федеральным законодательством, так и в силу Закона Республики Калмыкия.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют требованиям материального закона.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Патаев В.Д. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр), что подтверждается удостоверением серии ХХХ, выданным ХХХ года.
В соответствии с п. 6 ст. 2 и ст. 4.1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ) истец Патаев В.Д. имеет право на ежемесячную выплату денежной компенсации в размере 394 руб. 83 коп. на приобретение продовольственных товаров, а также на ежемесячную денежную выплату в размере - 1236 руб., что согласуется с положениями ст. 6 названного Федерального закона, согласно которым при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по различным основаниям, ему предоставляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям.
В суде апелляционной инстанции истец подтвердил предоставление ему указанных мер социальной поддержки и назначение соответствующих ежемесячных денежных выплат.
С ХХХ г. Патаев В.Д. является ветераном труда Республики Калмыкия, имеет удостоверение ветерана труда серии ХХХ.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), меры социальной поддержки таким категориям граждан, как ветераны труда, не устанавливает.
В силу ст. 22 вышеназванного Федерального закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 4 Закона Республики Калмыкия от 20 сентября 2012 года N 370-IV-З "О ветеранах труда Республики Калмыкия" гражданину, удостоенному звания "Ветеран труда Республики Калмыкия", предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 500 руб.
При наличии у гражданина права на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям указанная выплата предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Такой случай установлен Федеральным законом "О ветеранах".
Так, в силу п. 2 ст. 23.1 Федерального закона 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) "О ветеранах" при наличии у гражданина права на ежемесячную денежную выплату по данному Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по Федеральному закону "О ветеранах", либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 14 мая 2013 года N 695-О, меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенные с 1 января 2005 года, по своей правовой природе являются элементом механизма восполнения потерь для граждан-чернобыльцев, ранее являвшихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме, и по своему целевому назначению направлены на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты, на предоставление им реальной возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
При этом, исходя из особой правовой природы ежемесячной денежной выплаты как меры социальной поддержки, а также учитывая специфику правового статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации, федеральный законодатель установил такое правовое регулирование, которое в порядке исключения из общего правила предполагает возможность предоставления указанным лицам ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям, одно из которых связано с радиационным воздействием, и тем самым преследовал цель обеспечить им равные условия для реализации права на ежемесячную денежную выплату по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Судебная коллегия считает, что данная правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации в полной мере распространяется и на лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку федеральный законодатель в порядке исключения из общего правила установил для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возможность предоставления им ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям (п. 2 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, наделены федеральным законодательством особым правовым статусом, предоставляющим им право на одновременное получение мер социальной поддержки по различным основаниям и право выбора среди одинаковых мер социальной поддержки, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, истец Патаев имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям - на основании ст. 4.1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и на основании ст. 4 Закона Республики Калмыкия "О ветеранах труда Республики Калмыкия" - как ветеран труда Республики Калмыкия.
В связи с изложенным довод апелляционной жалобы о том, что при наличии у истца права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка ему может быть представлена только по одному основанию, является несостоятельным.
Не может быть признан обоснованным довод жалобы о том, что согласно пункту 2 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" во взаимосвязи с положениями пункта 1 этой же статьи, исключение из общего правила о выборе гражданином одного из оснований предоставления мер социальной поддержки распространяется только на лиц, указанных в пункте 1 статьи 23.1 названного Федерального закона, среди которых ветераны труда не поименованы.
Как указано выше, Федеральный закон "О ветеранах" меры социальной поддержки таким категориям граждан, как ветераны труда не устанавливает. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, положения п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" при разрешении настоящего дела не подлежат применению.
Таким образом, указанный довод жалобы основан на неправильном толковании норм материального закона и противоречит вышеизложенной правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения для возникшего по делу спора.
С учетом изложенного,
судебная коллегия оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности начальника Управления социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста Асархиновой А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи О.Г. Шиханова
И.Б. Басангова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.