Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2014 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Ю.П. при секретаре судебного заседания Щетининой О.Р. рассмотрел в открытом судебном заседании 30 апреля 2014 года в городе Саранске жалобу начальника межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в р.п. Комсомольский Чамзинского района Пяткиной А.В. на решение судьи Дубенского районного суда Республики Мордовия от 6 марта 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
решением судьи Дубенского районного суда Республики Мордовия от 6 марта 2014 года постановление начальника межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в р.п. Комсомольский Чамзинского района Пяткиной А.В. от 9 января 2014 года о признании МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - постановление от 9 января 2014 года) отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе на решение судьи от 6 марта 2014 года начальник межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в р.п. Комсомольский Чамзинского района Пяткина А.В. просила решение судьи отменить, ссылаясь, на то, что МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" допустило данное правонарушение при возможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
В судебном заседании представитель начальника межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в р.п. Комсомольский Чамзинского района Пяткиной А.В. Бабина Н.В. жалобу поддержала по изложенным в нёй доводам.
В судебном заседании помощник прокурор Евстропов М.В. с жалобой не согласился.
В судебном заседании представитель МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" Ликина Т.Н. с жалобой не согласилась.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, нахожу его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что "дата" в результате проверки миграционного законодательства МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко", проведённой прокуратурой Дубёнского района Республики Мордовия, установлено, что гражданин "гражданство" Н.И.К., являющийся работником "работодатель"", осуществлял трудовую деятельность в МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" без надлежащего оформления трудовых отношений.
7 ноября 2013 года прокурором Дубёнского района Республики Мордовия по результатам указанной проверки была направлена информация начальнику межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в р.п. Комсомольский Чамзинского района для проведения проверки соблюдения миграционного законодательства.
Определением инспектора межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в р.п. Комсомольский Чамзинского района Пыкова Т.В. от 15 ноября 2013 года было возбуждено дело об административном правонарушении N 030943 и назначено проведение административного расследования.
По результатам административного расследования был составлен протокол об административном правонарушении от 25 декабря 2013 года N 030943, согласно которому МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту не уведомления территориального органа по контролю в сфере миграции о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина "гражданство" Н.И.К. в здании МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко", расположенном по адресу: "адрес".
Гражданин "гражданство" Н.И.К. имеет разрешение на работу, выданное УФМС России по Республике Мордовия и действительное до 9 апреля 2014 года, вид деятельности - штукатур, работодатель - "работодатель"".
Согласно письму УФМС России по Республике Мордовия от 2 декабря 2013 года N МС-13/7-145 уведомление о привлечении к трудовой деятельности гражданина "гражданство" Н.И.К. от МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" не поступало.
Постановлением от 9 января 2014 года МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "сумма" рублей.
На постановление от 9 января 2014 года была подана жалоба МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" и принесён протест прокурора Дубёнского района Республики Мордовия.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу о том, что виновность МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" в совершении указанного административного правонарушения отсутствует, так как привлечение иностранных граждан осуществил заместитель главы администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по строительству, архитектуре и ЖКХ С.В.П.
Данный вывод судьи районного суда основан на неправильном применении закона и не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В пункте 1 примечания к данной статье разъяснено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, по смыслу данной нормы возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение в отношении юридических лиц ставиться в зависимость лишь от установления того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" является юридическим лицом и ему на праве оперативного управления принадлежит здание детского сада, расположенное по адресу: "адрес".
Заказчиком работ по ремонту указанного здания детского сада выступало МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко".
Вывод судьи районного суда о том, что иностранных граждан привлекал заместитель главы администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по строительству, архитектуре и ЖКХ С.В.П. без ведома руководителя МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко", поэтому отсутствует вина учреждения в совершении вышеназванного административного правонарушения, необоснован.
Привлечение иностранных граждан без ведома руководителя МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" к работам по ремонту здания детского сада иностранных граждан не исключало вины данного учреждения, поскольку в соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 и пункта 1 примечания к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях им не были приняты все зависевшие от него меры по ограничению допуска к этим работам иностранных граждан.
Таким образом, допустив к работе иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу, МБДОУ "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" должно было уведомить об этом УФМС России по Республике Мордовия и Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения.
В связи с этим доводы жалобы заслуживают внимания, и учитывая существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Дубенского районного суда Республики Мордовия от 6 марта 2014 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Дубёнский детский сад комбинированного вида "Солнышко" возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.