Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 28 мая 2014 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О. при секретаре судебного заседания Щетининой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2014 г. в г. Саранске жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Демкина А.В. на решение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 26 марта 2014 г.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Демкина А.В. от 5 марта 2014 г. заместитель главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по финансово-экономическим вопросам - начальник Финансового управления администрации Лямбирского муниципального района Ерзина Н.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 26 марта 2014 г. указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ерзиной Н.Р. прекращено ввиду малозначительности правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Демкин А.В. просит решение судьи районного суда отменить, указывая на отсутствие оснований для признания малозначительным административного правонарушения, совершённого заместителем главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по финансово-экономическим вопросам - начальником Финансового управления администрации Лямбирского муниципального района Ерзиной Н.Р.
В судебном заседание представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Демкин А.В. просил удовлетворить жалобу по указанным в ней основаниям.
В судебное заседание Ерзина Н.Р. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представила, и отложить разбирательство дела не просила.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность решения судьи районного суда, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, заместитель главы администрации Лямбирского муниципального района по финансово-экономическим вопросам - начальник Финансового управления администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Ерзина Н.Р. в период с 15 октября по 10 ноября 2012 года исполняла обязанности главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на основании распоряжения председателя Совета депутатов Лямбирского муниципального района N "N" от 10 октября 2012 г.
19 февраля 2014 г. в отношении Ерзиной Н.Р. старшим специалистом 2 разряда отдела контроля в сфере естественных монополии и на товарных рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Катичевой Н.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Демкина А.В. от 5 марта 2014 г. Ерзина Н.Р. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Основанием для вынесения в отношении Ерзиной Н.Р. оспариваемого постановления явилось нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия постановлений "N" от 30 октября 2012 г., "N" от 30 октября 2012 г., "N" от 30 октября 2012 г., "N" от 30 октября 2012 г., которыми ОАО " "данные изъяты"" предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами: "N", "N", "N", "N" соответственно сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона.
30 сентября 2013 г. комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу о нарушении антимонопольного законодательства принято решения о признании действий администрации Лямбирского муниципального района нарушающими антимонопольное законодательство. Срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год с указанной даты в соответствии с частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Ерзиной Н.Р., исполнявшей обязанности главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела и не оспаривался заявителем при рассмотрении жалобы судьёй районного суда.
Вина Ерзиной Н.Р. в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела и исчерпывающим образом мотивирована в постановлении по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах действия Ерзиной Н.Р., являвшейся должностным лицом органа местного самоуправления, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, и прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу о малозначительности совершённого административного правонарушения. При этом судья исходил из того, что поскольку правонарушение совершено без прямого умысла, не нанесло экономического ущерба интересам государства и не повлекло за собой существенного нарушения прав и интересов граждан, общества, государства, отсутствует существенная угроза охраняемым общественным правоотношениям.
Данный вывод судьи не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при малозначительности совершённого административного правонарушения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судам разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Форма вины лица, совершившего правонарушение, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве признака не предусматривает нанесения экономического ущерба интересам государства. Вывод судьи о том, что совершение вышеназванного правонарушения не причинило существенного вреда правам и интересам граждан, общества, государства, является ошибочным. Невыполнение требований антимонопольного законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции существенно нарушает охраняемые законом общественные правоотношения и поэтому не может рассматриваться как малозначительное.
Таким образом, обстоятельств, позволяющих квалифицировать административное правонарушение, как малозначительное, не имеется.
Принимая во внимание изложенное, выводы судьи районного суда о малозначительности совершённого Ерзиной Н.Р. нарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны без учёта требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим и на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи районного суда подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
отменить решение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 26 марта 2014 г. и возвратить дело на новое рассмотрение судье.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.