Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Козиной Е.Г.
Фошиной С.С.
при секретаре Щетининой О.Р.
с участием прокурора Умновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 июня 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе и.о. Главы администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Бугуева Н.В. на решение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в интересах Симдянова С.Н., обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Ардатовского муниципального района РМ предоставить Симдянову С.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, общей площадью не менее 33 кв.м, указав, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Симдянов С.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на предоставление благоустроенного специализированного жилого помещения по месту жительства не ниже установленных норм.
Постановлением главы администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия "N" от "дата" Симдянов С.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Мать Симдянова С.Н. - Симдянова Л.Н., являлась матерью-одиночкой и умерла "дата".
Симдянов С.Н. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечении родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. До настоящего времени Симдянов С.Н. не обеспечен жилым помещением, согласно требованиям действующего законодательства.
В связи с чем, просит суд обязать администрацию Ардатовского муниципального района предоставить Симдянову С.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
Решением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2014 года исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах Симдянова С.Н., удовлетворены.
На администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Симдянову С.Н. "дата" года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, общей площадью не менее 33 кв.м.
В апелляционной жалобе и.о. Главы администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Бугуев Н.В. просит об отмене решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска, по существу указывает на отсутствие финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 89). В заявлении заместитель Министра образования Республики Мордовия Соболев С.И. просил рассмотреть жалобу в отсутствие полномочного представителя министерства (л.д.90).
В судебное заседание истец Симдянов С.Н., представитель ответчика администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.87,88), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор Умнова Е.В. считала решение суда правильным.
Заслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Симдянов С.Н. "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о смерти его матери Симдяновой Л.М. Сведения об отце в материалах дела отсутствуют.
Также судом установлено, что Симдянов С.Н. временно зарегистрирован на жилой площади у бывших приемных родителей, договор о воспитании с которыми закончен в 2012 году; в 2010 году окончил МОУ "Лесозаводская основная общеобразовательная школа" Ардатовского муниципального района Республики Мордовия; "дата" окончил прохождение военной службы по призыву.
Постановлением Главы администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" Симдянов С.Н. принят на учет для предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В список указанной категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Ардатовскому муниципальному району, Симдянов С.Н. включен под порядковым номером - 27.
Из справки органа опеки и попечительства администрации Ардатовского муниципального района от "дата" "N" следует, что за Симдяновым С.Н. "дата" года рождения, жилое помещение в Ардатовском муниципальном районе не закреплялось.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 31 января 2014 года, справке Ардатовского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия от 9 февраля 2012 года N 132 Симдянов С.Н. зарегистрированной недвижимости не имеет.
Таким образом, на основании представленных материалов дела, судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени жилое помещение ему в соответствии с действующим законодательством не предоставлено, никаких прав на жилое помещение он не приобрел.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца, законности заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, полагает, что оно соответствует закону и обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В статье 2 Закон Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-3 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" закреплено, что детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.
Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения указанным лицам могут быть предоставлены в возрасте 16 лет в случаях смерти после исполнения ребенку 16-летнего возраста родителей или попечителя, с которым он проживал, окончания общеобразовательного учреждения.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-3 "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия об обеспечении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия N 32-3 предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правового значения не имеет, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В этой связи указанный довод отклоняется судебной коллегией.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Таким образом, оснований, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. Главы администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Бугуева Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Е.Г. Козина
С.С. Фошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.