Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О. Ганченковой В.А.
при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 мая 2014 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Стеньшиной Л.В. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Рузаевской межрайонной прокуратуры, действующий в защиту прав и законных интересов О.С.П., обратился в суд с иском к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о понуждении обеспечить О.С.П. благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что О.С.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
До настоящего времени О.С.П. жилым помещением не обеспечен.
Просил суд обязать администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставить О.С.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
Рузаевским районным судом Республики Мордовия от 11 марта 2014 года принято решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Стеньшина Л.В. подала апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что в собственности Рузаевского муниципального района Республики Мордовия отсутствуют жилые помещения, необходимые для перевода в специализированный жилой фонд; администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не является надлежащим ответчиком по делу.
О.С.П. подал возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь по существу на необоснованность доводов жалобы.
В судебное заседание представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.100), о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании О.С.П. прокурор Умнова Е.В. относительно апелляционной жалобы возразили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, О.С.П., 1993 года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
15 сентября 2011 года О.С.П. поставлен на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
О.С.П. также включен в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
О.С.П. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "данные изъяты"
Другого жилья О.С.П. не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что О.С.П. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Данный вывод суда основан на правильном применении пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в силу которого лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, имеют право на однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что в собственности Рузаевского муниципального района Республики Мордовия отсутствуют жилые помещения, необходимые для перевода в специализированный жилой фонд, является необоснованным, поскольку реализация жилищных прав О.С.П. как лица, относящего к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от указанного обстоятельства.
Не могут служить основанием к отмене решения и доводы о том, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляется благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно пунктам 3,4,5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Законом Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Республики Мордовия определен механизм реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по независящим от него обстоятельствам.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательного рассмотрения судом первой инстанции, и в постановленном судебном акте им дана исчерпывающая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.
Указанные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия расценивает как основанные на неправильном толковании норм материального права, они не содержат ссылок на обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не исследованные судом, и опровергающие его выводы, а потому основаниями к отмене обжалуемого судебного акта быть не могут.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения по существу заявленных требований. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Рузаевского муниципального района Стеньшиной Л.В. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.