Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Ганченковой В.А.
при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 мая 2014 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 12 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыбкина В.Я. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В обоснование своих требований указала, что пенсионным органом ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Считала такой отказ в назначении пенсии неправомерным.
С учётом уточнённых заявленных требований просила суд признать решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 11944/13-989 от 16 августа 2013 года незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды её работы в должности санитарного инструктора медико-санитарной части завода " "данные изъяты"" с 27 апреля 1982 года по 22 февраля 1985 года, с 3 августа 1988 года по 12 июня 1996 года (в том числе курсы повышения квалификации с 13 ноября 1995 года по 8 декабря 1995 года) в качестве помощника эпидемиолога санитарно-эпидемиологической станции Медотдела "данные изъяты", с 13 июня 1996 года по 31 января 2006 года (том числе курсы повышения квалификации с 18 апреля 2001 года по 21 апреля 2001 года и с 31 октября 2005 года по 15 ноября 2005 года) в качестве помощника эпидемиолога центра санитарно-эпидемиологического надзора "данные изъяты", с 1 февраля 2006 года по 8 августа 2013 года (в том числе курсы повышения квалификации с 1 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года) в качестве помощника эпидемиолога центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФГУЗ " "данные изъяты"".
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 12 марта 2014 года исковые требования Рыбкиной В.Я. удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, начальник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение районного суда. Указал, что Списки должностей и учреждений составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей, что исключает их расширительное толкование; работодателем в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации сдавались индивидуальные сведения без кода льготы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Рыбкина В.Я. подала возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь по существу на необоснованность доводов жалобы.
В судебное заседание истица представитель истицы Морозова Н.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.61), о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, и отложить разбирательство дела суд не просила.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Кунаева М.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, истица Рыбкина В.Я. возразила относительно неё.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 119644/13/989 от 16 августа 2013 года Рыбкиной В.Я. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", требуется 30 лет, по подсчёту пенсионного органа продолжительность специального стажа истицы составила 2 года 1 месяц 4 дня.
В специальный стаж истицы не были включены спорные периоды работы в должностях санитарного инструктора медико-санитарной части завода " "данные изъяты"", помощника эпидемиолога санитарно-эпидемиологической станции Медотдела "данные изъяты", помощника эпидемиолога центра санитарно-эпидемиологического надзора "данные изъяты", помощника врача-эпидемиолога центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФГУЗ " "данные изъяты"", а также период прохождения ею курсов повышения квалификации.
Пенсионный орган мотивировал свое решение тем, что наименование должности "санитарный инструктор" не предусмотрено Списком учреждений здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, наименование учреждений "санитарно-эпидемиологической станции Медотдела МВД Республики Мордовия" и "центр санитарно-эпидемиологического надзора при МВД Республики Мордовия", не предусмотрены Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 и Списком должностей и учреждений для лиц, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Конституционным принципам о том, что новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают прав пенсионеров. А также, принимая во внимание статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о действии закона во времени, для зачета предыдущей деятельности по охране здоровья граждан в лечебном учреждении должны применяться те нормы, которые действовали в период этой деятельности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года согласно списка профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды после указанной даты в соответствии с Постановлением N 1066.
Из трудовой книжки Рыбкиной В.Я. усматривается, что с 27 апреля 1982 года по 22 февраля 1985 года она работала в должности санитарного инструктора медико-санитарной части завода "данные изъяты"", с 2 августа 1988 года по 13 июня 1996 года - в должности помощника эпидемиолога санитарно-эпидемиологической станции Медотдела "данные изъяты", с 13 июня 1996 года по 31 января 2006 года - в должности эпидемиолога центра санитарно-эпидемиологического надзора "данные изъяты", с 1 февраля 2006 года по 8 августа 2013 года - в должности помощника врача - эпидемиолога центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФГУЗ " "данные изъяты"".
Согласно справке ГКАУ "Центральный Государственный архив Республики Мордовия" N Р-115-120 от 29 ноября 2013 года в документах архивного фонда Отдела здравоохранения Саранского городского Совета народных депутатов МАССР в тарификационных списках Медсанчасти завода " "данные изъяты"" Министерства здравоохранения МАССР на 1 августа 1982 года, на 1 августа 1983 года, на 1 июля 1984 года Рыбкина В.Я. значится в разделе "должности среднего медицинского и фармацевтического персонала".
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, занимающиеся лечебной и иной работой по охране здоровья.
Суд дал оценку представленным по делу доказательствам, придя к обоснованному выводу о том, что занимаемая Рыбкиной В.Я. должность санитарного инструктора с 27 апреля 1982 года по 22 февраля 1985 года, подлежит зачету в специальный стаж на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Периоды работы истицы с 3 августа 1988 года по 12 июня 1996 года в качестве помощника эпидемиолога санитарно-эпидемиологической станции Медотдела МВД Республики Мордовия, с 13 июня 1996 года по 31 января 2006 в должности помощника эпидемиолога центра санитарно-эпидемиологического надзора при МВД Республики Мордовия, с 1 февраля 2006 года по 8 февраля 2013 года также правильно включены в стаж работы истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списками, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрена должность "помощник врача-эпидемиолога" и наименование учреждения "центр государственно-санитарно-эпидемиологического надзора".
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 года N 38 установлено тождество наименования учреждения "санитарно-эпидемиологическая станция" наименованию учреждения "центр государственно-санитарно-эпидемиологического надзора", предусмотренному Списком должностей и учреждений, утвержденному Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 октября 2001 года N 781.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно справке, выданной и.о. начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения " "данные изъяты"", с 13 ноября 1995 года по 8 декабря 1995, с 18 апреля 2001 года 21 апреля 2001 года, с 31 октября 2005 года по 15 ноября 2005 года, 1 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года истица находилась на курсах повышения квалификации, о чем изданы приказы N 87 л/с от 10 ноября 1998 года, N 26 л/с от 20 апреля 2001 года, N 99 л/с от 18 ноября 2005 года, N 85 л/с от 29 октября 2010 года.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в указанной части, суд правомерно исходил из положений статьи 112 Кодекса законов о труде РСФСР и статьи 187, 196 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что и в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением места работы и средней заработной платы.
Кроме того, для данной категории работников в силу специального нормативного регулирования повышение квалификации является обязательным условием допуска к выполнению должностных обязанностей.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что из представленной в материалы дела совокупности доказательств следует, что работа истицы в спорные периоды в вышеуказанных учреждениях происходила в одних и тех же условиях, характер, специфика и функциональные обязанности последней не изменялись, соответствует работе в должностях, предусмотренных Списками, направления деятельности, задачи и обязанности учреждений, в которых работала истица, являются идентичными, в связи с чем суд первой инстанции на основании пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" правомерно разрешил вопрос о тождестве должностей и учреждений по данному делу.
Учитывая, что работа истицы осуществлялась в должностях и учреждениях, предусмотренных вышеуказанными Списками, с учетом установленного судом тождества, положений Постановления Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 года N 38, а также доказательственного подтверждения факта уплаты соответствующих страховых взносов на пенсионное обеспечение за спорные периоды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что работодателем в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации сдавались индивидуальные сведения без кода льготы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, несостоятелен, поскольку прямого указания на невозможность назначения досрочной пенсии в случае отсутствия подтверждения работы в спорные периоды не содержат ни Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Списки должностей и учреждений составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей, что исключает их расширительное толкование, подлежат отклонению и не влекут отмену решения суда.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную ею в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 12 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.