Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Дулуша В.В., Болат-оол А.В.,
при секретаре Доржу Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску Дамчана М.С. в интересах несовершеннолетней Д. к Мэрии города Кызыла о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Кызыла по апелляционной жалобе представителя ответчика М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 марта 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Дамчан М.С. обратился в суд с иском к Мэрии г. Кызыла о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетней Д. В обоснование иска указала, что его дочь с 15 февраля 2012 года состоит на учете для предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено, тем самым ответчиком нарушаются права несовершеннолетней дочери на получение дошкольного образования. Просил обязать Мэрию г. Кызыла предоставить Д. место в дошкольном образовательном учреждении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 марта 2014 года иск Дамчана М.С. удовлетворён. Судом возложена обязанность на Мэрию города Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Д., ** года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла Республики Тыва.
Не согласившись с решением суда, представитель Мэрии г. Кызыла по доверенности М. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что законодательство Российской Федерации не обязывает учредителя детских садов предоставлять места в детских садах. Согласно ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", в приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьёй 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Суд не учёл отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях г.Кызыла, а также то, что предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с решением суда нарушает права других детей, которые поставлены на учёт ранее и имеют право на устройство в дошкольные образовательные учреждения на таких же основаниях. Также указывает, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях приведёт к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований (2.4.1.3049-13), которыми определено допустимое количество детей в группах.
В судебном заседании истец Дамчан М.С. не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла и представитель третьего лица - Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.Согласно ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" (для России - вступившей в силу с 15 сентября 1990 года), во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Статьёй 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 ФЗ N 131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12. 2012 года (в редакции от 25 ноября 2013 года) N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что Д. родилась **, состоит в общей очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении под N **. До настоящего времени место ребенку в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.
Согласно ответу заместителя мэра г. Кызыла по социальной политике В., на 2013-2014 учебный год летнее комплектование детей завершено и в связи с отсутствием мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла решить положительно вопрос о предоставлении ** места не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что Мэрией города Кызыла не исполнена возложенная на нее законом обязанность по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении ребенку истца, чем нарушено его конституционное право на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ребенок Д. имеет право на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении и правильно возложил на Мэрию города Кызыла обязанность по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении.
Доводы апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия считает необоснованными, поскольку действующим федеральным законодательством обеспечение свободного доступа к бесплатному дошкольному образованию не ставится в зависимость от наличия или отсутствия свободных мест в муниципальных дошкольных учреждениях и наличия лиц, обладающих правом на устройство в дошкольные образовательные учреждения в первоочередном и внеочередном порядке.
Таким образом, судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, а указанные в апелляционной жалобе доводы не могут повлечь отмену законного решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 мая 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.