Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Дамдын Л.Д., Канзая А.А.,
при секретаре Монгуш Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску Ганасевича А.Т. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании права на предоставление жилого помещения и возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Хаян-оола В.К. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 марта 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Ганасевич А.Т. обратился с иском к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указывая на то, что его родители лишены в отношении него родительских прав. С 20 сентября 2001 года по 04 сентября 2008 года он проживал и обучался в ГБОУ " ** школа-интернат ** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" **. С 27 апреля 2010 года по 08 июня 2012 года отбывал наказание в местах лишения свободы. Собственного жилья не имеет, зарегистрирован по адресу школы-интернат **, где не проживает с 2008 года. В настоящее время проживает в г. Кызыле, снимает жилье в аренду. Неоднократно обращался в различные инстанции с просьбой решить вопрос о предоставлении ему жилья. Считает, что имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди, поскольку является сиротой. Просил обязать Мэрию г. Кызыла предоставить на территории г. Кызыла вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, соответствующее санитарных и техническим требованиям.
В ходе рассмотрения дела Ганасевич А.Т. уточнил исковые требования, указав в качестве ответчиков Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Просил признать за ним право на предоставление жилого помещения и возложить обязанность на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить ему на территории г. Кызыла благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 марта 2014 года признано за истцом право на предоставление жилого помещения. Суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить Ганасевичу А.Т. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Хаян-оол В.К., действующий по доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что у истца право на получение жилья вне очереди по договору социального найма было только до 01января 2013 года. Признание судом права истца на предоставление жилого помещения, как сироте, является необоснованным. Вывод суда о том, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обязано предоставить истцу жилье, неправомерен, поскольку обязанность предоставления жилья наступает исключительно после принятия решения Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подп. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ганасевич А.Т. родился ** в ** Тувинской АССР, его матерью указана Ф., отцом - Г..
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 25 июня 2006 года Г. и Ф. лишены родительских прав в отношении сына Ганасевича А.Т.
Истец с 2001 года по 2008 год находился на полном государственном обеспечении в социальном учреждении для детей-сирот, что подтверждается справкой ГБОУ " ** школа-интернат ** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ** Республики Тыва.
Из ответа Департамента земельных имущественных отношений Мэрии г.Кызыла следует, что истец Ганасевич А.Т. на учет по улучшению жилищных условий не был поставлен, как в период его обучения в школе-интернате, так и в последствии.
Ганасевич А.Т. недвижимости в г. Кызыле и на территории Республики Тыва не имеет.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Суд первой инстанции верно установил, что Ганасевич А.Т. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Ганасевича А.Т., суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие истца на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не может быть безусловным основанием для отказа в иске. Судом установлено, что у Ганасевича А.Т. были объективные причины, не позволившие своевременно встать на учет, а именно то, что в период времени с апреля 2010 г. по июнь 2012 г. он находился в местах лишения свободы. **
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Несоблюдение Ганасевичем А.Т. заявительного порядка реализации права на обеспечение жильем в установленные законом сроки было обусловлено наличием объективных и уважительных причин, которые фактически исключали для него возможность соответствующего обращения к уполномоченным органам. При таких обстоятельствах истец не может быть лишен гарантированного права на предоставление жилого помещения.
Судом первой инстанции нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.