Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Долгополовой Т.В., Вениченко О.В.,
с участием прокурора Зайцевой О.И.,
при секретаре Костенко Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел России по городу Абакану о продлении срока административного надзора в отношении Чекалина А.В.,
по апелляционной жалобе Чекалина А.В. на решение Абаканского городского суда от 06 марта 2014 года, которым заявление Управления Министерства внутренних дел России по городу Абакану удовлетворено в части.
Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора Зайцевой О.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства внутренних дел России по городу Абакану (далее - УМВД России по г.Абакану) обратилось в суд с заявлением о продлении срока административного надзора в отношении Чекалина А.В., мотивируя заявленные требования тем, что 21 января 2013 года Абаканским городским судом в отношении Чекалина А.В. установлен административный надзор сроком на 1 год с административными ограничениями. За период нахождения под административным надзором, Чекалин А.В. неоднократно привлекался к административной ответственности 10.01.2014 по ст. "данные изъяты" КоАП РФ, по ст. "данные изъяты" КоАП РФ, 17.01.2014 по ст. "данные изъяты" КоАП РФ. Просили продлить Чекалину А.В. административный надзор сроком на 4 месяца и установить дополнительные ограничения: 1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время в период с 22 часов до 06 часов; 2) запретить выезд за пределы территории установленных административных границ МО города Абакана без уведомления органов внутренних дел; 3) являться два раза в месяц для регистрации в отделе полиции по месту жительства либо пребывания; 4) не посещать общественные места в период проведения массовых мероприятий, республиканского и городского уровня и участвовать в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель УМВД России по г. Абакану Кельм В.А. заявленные требования поддержал, настаивая на их удовлетворении.
Заинтересованное лицо Чекалин А.В. выразил согласие с продлением административного надзора, просил учесть, что имеется необходимость осуществлять трудовую деятельность в ночное время.
Участвующий в суде первой инстанции прокурор Узжина Ю.В. дала положительное заключение относительно заявленных требований, при этом просила исключить указание по ограничению нахождения в ночное время с 22-00 до 6-00 по месту жительства.
Решением суда Чекалину А.В. продлен административный надзор сроком на четыре месяца и установлены следующие административные ограничения: запретить выезд за пределы территории установленных административных границ МО города Абакана без уведомления органов внутренних дел; являться два раза в месяц для регистрации в отделе полиции по месту жительства либо пребывания; не посещать общественные места в период проведения массовых мероприятий, республиканского и городского уровня и участвовать в указанных мероприятиях.
С постановленным решением суда не согласен Чекалин А.В..
В апелляционной жалобе выражает несогласие с продлением административного надзора, поскольку считает, что назначенное судом наказание отбыл.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 26.2 ГПК РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее также - Федеральный закон) административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В силу статьи 261.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 6 вышеназванного Федерального закона заявление о продлении административного надзора подается органом внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как видно из материалов дела, решением Абаканского городского суда от 21 января 2013 года, в отношении Чекалина А.В. установлен административный надзор на 1 год и административное ограничение - являться один раз в месяц на отметку в отдел полиции по месту жительства или пребывания для регистрации.
В качестве оснований для продления административного надзора указаны нормы части 1 и части 3 статьи 3 Федерального закона (лицо, освобожденное из мест лишения свободы, имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого преступления и совершило в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность).
Удовлетворяя заявление о продлении административного надзора, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 22 февраля 2013 года по 21 февраля 2014 года Чекалин А.В. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления (статья "данные изъяты" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (статья "данные изъяты" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (статья "данные изъяты" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В то же время суд не принял во внимание следующие обстоятельства.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона, исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, в данном случае - с 21 февраля 2014 года.
Оснований для приостановления административного надзора, предусмотренных частью 5 статьи 5 Федерального закона, по делу не установлено, следовательно, годичный срок административного надзора в отношении Чекалина А.В. истек 21 февраля 2014 года.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона истечение срока административного надзора является основанием для прекращения административного надзора.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснено, что истечение срока административного надзора в период рассмотрения дела о продлении административного надзора является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел. В таком случае орган внутренних дел в силу части 6 статьи 9 Федерального закона не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о повторном установлении административного надзора в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции (06 марта 2014 года), оснований для продления срока административного надзора в отношении Чекалина А.В. не имелось.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного решения в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Управления Министерства внутренних дел России по городу Абакану о продлении срока административного надзора в отношении Чекалина А.В..
Руководствуясь статьями 328, 329 п.п. 1, 4 ч. 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 06 марта 2014 года по настоящему делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении заявления Управления Министерства внутренних дел России по городу Абакану о продлении срока административного надзора в отношении Чекалина Андрея Валерьевича отказать.
Председательствующий О.А.Страхова
Судьи Т.В. Долгополова
О.В. Вениченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.