Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 28 мая 2014 г. по делу N 7р-61/2014
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Михайловой А.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Ситникова О.Н. на решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2014 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора РФ по Республике Хакасия "данные изъяты" от 11 марта 2014 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ
должностного лица - главы Администрации "данные изъяты" Сафронова О.А..
Огласив жалобу, заслушав защитника Ситникова О.Н., поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ по Республике Хакасия "данные изъяты" от 11 марта 2014 года должностное лицо - глава Администрации "данные изъяты" Сафронов О.А. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Бейского районного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
Обстоятельства административного правонарушения приведены в постановлении административного органа и решении суда.
Не согласившись с решением суда, защитник Ситников О.Н. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Полагает, что дело рассмотрено необъективно, обстоятельства, на основании которых вынесено решение, не доказаны. Полагает, что глава Администрации "данные изъяты" Сафронов О.А., необоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Указывает, что Сафронов О.А. предпринял все меры к исполнению своих должностных обязанностей - организовал сбор мусора для утилизации. С учетом положений письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256, п. 1, 3 ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Минприроды России от 16.02.2010 N 30, закрепляющих порядок предоставления отчетности, времени с которого Сафронову О.А. приступил к выполнению обязанностей (23.07.2013), считает что в его действиях отсутствует состав правонарушения, т.к. не истек установленный период по исполнению требований о представлении отчетности. Ссылается на то, что административным органом нарушен порядок привлечения Сафронова О.А. к административной ответственности. Указывает на малозначительность деяния. Полагает, что судом при рассмотрении дела были нарушены положения ст. 1.5 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия, не находит оснований для отмены состоявшего судебного решения.
В силу ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального закона).
Федеральным законом РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон об отходах производства и потребления) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 утверждены правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среда (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден порядок учета в области общения с отходами. Согласно пункту 7 приказа, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Вина Сафронова О.А. в несоблюдении приведенных положений закона и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, с 04.02.2014 по 28.02.2014 была проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации "данные изъяты". При проведении проверки установлено, что в 2013 году при осуществлении административно-хозяйственной деятельности администрацией "данные изъяты" образовались следующие виды отходов производства и потребления класса опасности:
I класса опасности:
- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак "данные изъяты";
III класса опасности:
- масла гидравлические отработанные "данные изъяты";
- масла моторные отработанные "данные изъяты";
- отработанные масляные фильтры "данные изъяты";
IV класса опасности:
- покрышки отработанные "данные изъяты";
-обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) "данные изъяты";
-отработанные накладки тормозных колодок "данные изъяты";
- мусор строительный от разборки зданий "данные изъяты";
- шлак сварочный "данные изъяты";
V класса опасности:
- остатки и огарки стальных сварочных электродов "данные изъяты" (л.д. 51-53, 114-116, 117-122).
Также в ходе проверки установлено, что у Администрации "данные изъяты":
отсутствуют:
- паспорта на образующиеся отходы I-V класса опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак "данные изъяты"; масла гидравлические отработанные "данные изъяты"; масла моторные отработанные "данные изъяты"; покрышки отработанные "данные изъяты"; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) "данные изъяты"; мусор строительный от разборки зданий "данные изъяты"; шлак сварочный "данные изъяты" (ч. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления);
- документы, подтверждающие отнесение отходов: отработанные масляные фильтры "данные изъяты"; отработанные накладки тормозных колодок "данные изъяты" к конкретному классу опасности (ч. 2 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления);
- документы, устанавливающие порядок осуществления производственного контроля в области обращении с отходами, согласованными с Управлением Росприроднадзора по Республике Хакасия (ст. 26 Закона об отходах производства и потребления);
- документы, подтверждающие фактическую передачу в 2012-2013 гг. образующихся при осуществлении административно-хозяйственной деятельности отходов с целью их последующего обезвреживания и размещения иным сторонним организациям, имеющим лицензию на указанный вид деятельности (платежные документы по договору, акты приема-передачи) (ч. 3 ст. 4 Закона об отходах производства и потребления, ст. 39, 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- нормативный правовой акт, устанавливающий порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования "данные изъяты" (п. 1 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления);
не разработаны:
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
не получен:
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ст. 11, п. 3 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления; приказ Минприроды России "О порядке разработки и утверждения нормативов обращения отходов и лимитов на их размещение" от 25.02.2010 N 50);
не ведется:
- документация по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Закона об отходах производства и потребления; Приказ Минприроды России "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" от 01.09.2011 N 721);
Не представляется в уполномоченный орган в установленном порядке:
- статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) (п. 2 ст. 19 Закона об отходах производства и потребления);
не назначено:
лицо, ответственное за обращение с указанными отходами на предприятии (п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 681). Лица, осуществляющие сбор, хранение и размещение отходов производства и потребления в администрации "данные изъяты" не имеют специальной профессиональной подготовки в области обращения с отходами производства и потреблений, подтвержденной соответствующими свидетельствами, сертификатами (п. 1 ст. 15 Закона об отходах производства и потребления).
На участке сбора отходов и мусора "адрес", в границах сельского поселения "данные изъяты" отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся очаговыми навалами отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. В нарушение п. 1 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления администрация "данные изъяты" разрешение на размещение вышеуказанного объекта не имеет (акт проверки от 28.02.2014) (л.д. 41-50).
Протокол "данные изъяты" об административном правонарушении от 28.02.2014 отражает вышеуказанные нарушения (л.д. 62-66).
Согласно протоколу "данные изъяты" осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящимся там вещей и документов от 04.02.2014 с фототаблицами, в границах сельского поселения "данные изъяты" находится свалка твердых бытовых отходов Указанный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" занимает площадь "данные изъяты". Согласно постановлению администрации МО "данные изъяты" от 12.06.2011 "данные изъяты" указанный земельный участок имеет разрешенное использование для сбора отходов и мусора "адрес". Согласно Заключению о геолого-гидрогеологических условиях свалки твердых бытовых отходов "данные изъяты" от 09.06.2007 "данные изъяты", выполненному ООО "данные изъяты", объем ТБО, размещаемый на свалке за год составляет примерно 1500 кв.м. Приведены виды находящихся на указанной свалке отходов. На указанном земельном участке отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся очаговыми навалами отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Согласно этому же протоколу в гараже установлено наличие различных видов отходов (л.д. 51-58),
Оборотно - сальдовая ведомость по товарно-материальным ценностям за 2013 год от 18.02.2014, акты о списании материальных запасов от 18.11.2013, от 25.12.2013,информация по объектам недвижимого имущества, справки по расходу ГСМ, предоставленные администрацией МО "данные изъяты" в Управление Росприроднадзора по РХ подтверждают фактическое образование соответствующих видов отходов (л.д.111-124).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Администрацией "данные изъяты" осуществлялась деятельность по обращению с отходами в виде накопления и при осуществлении этой деятельности глава Администрации "данные изъяты" Сафронов О.А., обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Довод жалобы об обратном, со ссылкой на то, что Сафронов О.А., организовал сбор мусора для утилизации, опровергается материалами дела.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Как следует из устава муниципального образования "данные изъяты" (далее - Устав) к вопросам местного значения поселения "данные изъяты" относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, утверждение правил благоустройства территории поселения, организация сбора и вывоза бутовых отходов и мусора.
В соответствии с Приложением N 3 к Закону Республики Хакасия "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия" от 29.11.2005 N 74-ЗРХ (с изменениями и дополнениями), из собственности муниципального образования "данные изъяты" в собственность муниципального образования "данные изъяты" переданы объекты имущества, в том числе здание автогаража "данные изъяты" (л.д. 89-100).
На основании Акта приема-передачи от 15.07.2010 "данные изъяты" Отрядом противопожарной службы "данные изъяты" Республики Хакасия - филиалом ГУ РХ "Противопожарная служба" в соответствии с Распоряжением "данные изъяты" от 15.07.2010 администрации "данные изъяты" передан автомобиль пожарный "данные изъяты" (л.д. 108-109).
На основании справки от 04.02.2014 "данные изъяты", выданной главой администрации и главным бухгалтером Администрации Сабинского сельсовета на балансе предприятия числится следующие объекты автотранспортных средств: "данные изъяты" (л.д. 111).
При проведении осмотра здания автогаража (протокол осмотра принадлежащих администрации Сабинского сельсовета помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.02.2014 "данные изъяты"), установлено следующее накопление отходов: масла гидравлические отработанные "данные изъяты"; покрышки отработанные "данные изъяты"; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) "данные изъяты", мусор строительный от разборки зданий "данные изъяты".
Согласно представленной администрацией муниципального образования "данные изъяты" оборотно-сальдовой ведомости от 18.02.2014, а также в соответствии с актами о списании материальных запасов от 18.11.2013, от 25.12.2013 (л.д. 121-122), при осуществлении деятельности "данные изъяты" сельсовета за 2013 год были израсходованы и списаны следующие виды товарно-материальный ценностей: "данные изъяты".
Доказательств опровергающих наличие деятельности по накоплению отходов в материалах дела не имеется. Из объяснений Сафронова О.А. следует, что на балансе Администрации числятся 6 автотранспортных средств, из них пожарный автомобиль передан в безвозмездное пользование в общественную, добровольную пожарную дружину. Все автотранспортные средства находятся в рабочем состоянии. Обслуживание автотранспортных средств производится силами работников администрации, договора на обслуживание этих автомобилей сторонними организациями не заключались. Ежегодно ТО производится в ПТО "данные изъяты". Порядок производственного контроля в области обращения с отходами не разрабатывался. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в установленном порядке отсутствует. Паспорта на опасные отходы отсутствуют. Документы по учету по обращению с отходами в установленном порядке не ведется (л.д. 59).
Таким образом, в ходе проверки должностным лицом административного органа достоверно установлено, что Администрация "данные изъяты" является источником образования отходов I-V класса опасности, и неустановленного класса опасности, которые образовались от обслуживания автомобильной техники, принадлежащей Администрации "данные изъяты". Администрацией "данные изъяты" осуществляется деятельность по накоплению отходов, кроме того, ей транспортируются отходы на свалку твердых бытовых отходов, расположенную в границах сельского поселения "данные изъяты", в отсутствии разрешения на размещение отходов, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. При таких обстоятельствах на Администрацию "данные изъяты" была возложены обязанность соблюдения вышеприведенных требований закона.
Указание в жалобе на то, что утилизация мусора является обязанностью администрации "данные изъяты", не влечет отмену состоявшего судебного решения, поскольку по итогам проверки, нарушений, связанных с утилизацией отходов главе Администрации "данные изъяты" не вменялось.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностное положение Сафронова О.А. подтверждается распоряжением от 23.07.2013 "данные изъяты" "О вступлении в должность главы Администрации "данные изъяты" (л.д. 78), уставом муниципального образования "данные изъяты" (л.д. 82-88). Согласно уставу администрация поселения - является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, руководство деятельностью которого осуществляет глава поселения (ст. 8). Глава поселения - выборное высшее должностное лицо поселения, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и иными полномочиями в соответствии с действующим законодательством являющееся главой администрации поселения. Глава поселения действует в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим Уставом и решениями Совета депутатов (ст. 38).
Доводы стороны защиты о назначении на должность Сафронова О.А. с 23.07.2013, что исключает его ответственность за несоблюдение порядка предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживание и размещении отходов, которым предусмотрено исполнение обязанности к определенному сроку - до 15 января года, следующего за отчетным периодом не свидетельствуют об отсутствии в его деянии состава административного правонарушения. Материалами дела достоверно установлено, что деятельность по обращению с отходами осуществлялось Администрацией "данные изъяты", в том числе и во втором квартале 2013 года. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден порядок учета в области общения с отходами, в котором предусмотрены, что данные учета обобщаются по итогам очередного квартала, следовательно, после вступления в должность главы "данные изъяты" Сафронова О.А., должен был представить данные за 3 и 4 квартал, что им сделано не было. Таким образом, исследованными судом первой инстанции доказательствами достоверно установлено, что ненадлежащее исполнение должностных обязанностей Сафронова О.А. повлекло несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и транспортировании отходов производства и потребления.
Ссылки в жалобе на Приказ Минприроды России от 16.02.2010 N 30 не состоятельны, поскольку нарушения требований данного приказа должностного лицу не вменялось.
При таких обстоятельствах собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы и исключить сомнения в виновности главы Администрации "данные изъяты" Сафронова О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Выводы суда мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется. Несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, не является основанием для отмены решения суда. Административное наказание назначено Сафронову О.А. в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о нарушении порядка привлечения к административной ответственности несостоятелен. Из материалов дела следует, что права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, Сафронову О.А. были разъяснены. При рассмотрении дела должностным лицом административного органа Сафронов О.А. каких-либо ходатайств не заявлял. Рассмотрение дела административным органом произведено соблюдением всех принципов административного законодательства, каких-либо ограничений прав Сафронова О.А. не допущено.
Вопреки доводам жалобы о малозначительности совершенного деяния, оснований для признания правонарушения малозначительным, с учетом характера совершенного правонарушения, степени нарушения охраняемых общественных отношений, не имеется.
Таким образом, нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия
РЕШИЛ:
Решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2014 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - Администрации "данные изъяты" Сафронова О.А. оставить без изменения, жалобу защитника Ситникова О.Н. - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.