Заместитель председателя Верховного Суда Республики Хакасия Пислевич И.П., рассмотрев надзорную жалобу привлеченного к административной ответственности Ахмадалиева А.М. на постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 марта 2014 года и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 21 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Ахмадалиева А.М.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 марта 2014 года Ахмадалиев А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 21 марта 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Ахмадалиев А.М. просит изменить вступившие в законную силу судебные постановление и решение. Не соглашается с постановлением суда в части назначенного наказания в виде выдворения за пределы РФ.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 13.03.2014 в 09 часов инспектором отдела УФМС России по Республике Хакасия установлено, что гражданин Республики Узбекистан Ахмадалиев А.М., находящийся на территории Российской Федерации с 13.04.2012, нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания (л.д. 2).
Факт совершения Ахмадалиевым А.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протокол "данные изъяты" об административном правонарушении от 13.03.2014 (л.д. 2), копия паспорта гражданина Республики Узбекистан Ахмадалиева А.М. (л.д. 3), копия миграционной карты (л.д. 3), уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д. 4).
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Совершенное Ахмадалиевым А.М. административное правонарушение правильно квалифицировано по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что назначение Ахмадалиеву А.М. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации повлекло нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений не могут.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (постановления от 28.05.1985 по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали против Соединенного Королевства", ? 68; от 19.02.1996 по делу "Гюль против Швейцарии", ? 38; от 10.03.2011 по делу "Киютин против России", ? 53 и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (постановление от 06.12.2007 по делу "Лю и Лю против России", ? 49 и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела и что государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из материалов дела, при назначении 13 марта 2014 года Ахмадалиеву А.М. административного наказания судьей Абаканского городского суда требования статьи 4.1 КоАП РФ были соблюдены, характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела учтены.
Судом также было принято во внимание, что Ахмадалиев А.М. незаконно проживает на территории РФ с 13.08.2012 и надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации длительное время не принимал.
Кроме того, Ахмадалиев А.М., чье семейное положение должно, как он считает, исключать его административное выдворение за пределы РФ, не отрицает, что по истечении срока разрешения на пребывание в РФ территорию указанного государства не покинул и находился в России нелегально. Отцовство Ахмадалиева А.М. в отношении несовершеннолетнего ребенка установлено после его привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Ахмадалиеву А.М. этой меры ответственности, а также соразмерности такой меры ответственности целям административного наказания.
Постановление о привлечении Ахмадалиева А.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено. Судебные акты сомнений в своей законности не вызывают и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 марта 2014 года и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 21 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Ахмадалиева А.М. оставить без изменения, жалобу Ахмадалиева А.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Хакасия И.П. Пислевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.