Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 июня 2014 г. по делу N 7р-71/2014
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Сивец О.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Гончаренко В.И. на решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 27 мая 2014 года, которым изменено постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва "данные изъяты" от 18 марта 2014 года о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ
юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Аршановское",
назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Огласив жалобу, заслушав защитника Гончаренко В.И., поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва "данные изъяты" от 18 марта 2014 года юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Аршановское" (далее по тексту - ООО "Аршановское") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Решением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 27 мая 2014 года указанное постановление изменено, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с решением суда, защитник Гончаренко В.И. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что дело рассмотрено необъективно. Ссылается на недоказанность вины юридического лица - ООО "Аршановское" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ. Считает, что административным органом были допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в неуведомлении юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки, в нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении. Указывает на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции, выразившиеся в допуске к участию в деле в качестве представителей административного органа лиц, проводивших проверку, в необоснованном отказе в вызове свидетеля.
В возражениях на жалобу представитель Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (л.д. 130-131).
В судебном заседании суда второй инстанции защитник Гончаренко В.И. жалобу поддержал, дополнительно указав на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
В силу ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (ред. от 16.08.2007) являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (п. 1.1 Правил).
В соответствии с п. 1.2 Правил к биологическим отходам относятся:
- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
- абортированные и мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо - рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов (п. 1.3 Правил).
Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации) (пункт 1.4 Правил).
Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах (п. 1.5 Правил).
С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается (п. 1.7 Правил).
Вина юридического лица - ООО "Аршановское" в нарушении ветеринарно-санитарных правил и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, с 03.03.2014 с 10.30 часов до 16.00 часов, 04.03.2014 с 10.00 часов до 14.00 часов, 05.03.2014 с 11.00 часов до 12.30 часов, 07.03.2014 с 11.00 до 11.30 часов была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Аршановское". В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе следующие нарушения:
- на куче навоза возле родильного отделения молочной фермы ООО "Аршановское" обнаружен труп теленка крупного рогатого скота, что является нарушением статьи 18 Федерального закона N 4979 от 14.05.1993 "О ветеринарии"; пунктов 1.1, 1.2, 1.5, 1.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. гл. госветинспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ N 13-7-2/469);
- возле кошары на ферме по содержанию мелкого рогатого скота ООО "Аршановское" ( "адрес") обнаружены 2 трупа мелкого рогатого скота (один труп целый без признаков вскрытия, документы об установлении причин смерти животного не предоставлены и останки от второго трупа; кости, череп, без внутренностей), что является нарушением статьи 18 Федерального закона РФ N 4979-1 от 14.05.1993 "О ветеринарии"; пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. гл. госветинспектором РФ 04.12.995 N 13-7-2/469);
- на куче навоза, на территории зернохранилища ООО "Аршановское" на расстоянии 25 метров от помещения весовой обнаружены два трупа ягнят (на ушной раковине одного из трупов имелась бирка желтого цвета "данные изъяты"), что является нарушением статьи 18 Федерального закона РФ N 4979-1 от 14.05.1993 "О ветеринарии"; пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. гл. госветинспектором РФ 04.12.995 N 13-7-2/469). Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки (л.д. 20-22).
Протокол об административном правонарушении "данные изъяты" от 07.03.2014 отражает вышеуказанные нарушения (л.д. 37-38). Изложенные в протоколе обстоятельства, подтверждаются протоколами осмотра помещений, территории от 03.03.2014, 04.03.2014 (л.д. 25, 26), объяснительными работников ООО "Аршановское" (л.д. 45, 47-49), актом (л.д. 46), фототаблицами (л.д. 74-77).
Довод стороны защиты о том, что кошары, расположенные "адрес", где выявлены нарушения, не принадлежат юридическому лицу ООО "Аршановское" опровергаются показаниями ФИО1, изложенном в опросном листе, согласно которым организация - ООО "Аршановское" расположена: "данные изъяты". За состоянием зернотока (зданием весовой и склада) отвечает ФИО2 (л.д. 50-51). Кроме того, в суде второй инстанции представитель административного органа - Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва ФИО3 пояснил о том, что территории, на которых осуществляется деятельность ООО "Аршановское", при проведении проверки показывал представитель юридического лица ФИО1, действующий на основании доверенности 03.03.2014, в полномочия которого входило, в том числе присутствие при проведении проверок (л.д. 54).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно уставу ООО "Аршановское", утвержденному Решением единственного учредителя "данные изъяты" от 17.03.2008 общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации (л.д. 61-62).
Поскольку юридическим лицом - ООО "Аршановское" не принято достаточных мер по соблюдению требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, то оно обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Доводы стороны защиты о недоказанности вины юридического лица - ООО "Аршановское" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, опровергаются собранными по делу доказательствами, которые судом признаны относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для принятия решения по делу.
При таких обстоятельствах собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы и исключить сомнения в виновности ООО "Аршановское" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ. Выводы суда мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется.
Доводы жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных административным органом и судом первой инстанции, несостоятельны.
В соответствии подп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон) основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В соответствии с п. 17 ст. 10 Закона в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Как следует из материалов административного дела, 19.02.2014 в адрес Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва поступила жалоба ФИО4, содержащая информацию о причинении вреда здоровью граждан, вреда животным. Вопреки доводам стороны защиты, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ходатайство о вызове указанного лица в качестве свидетеля не заявлялось, что подтверждено протоколом судебного заседания от 23.05.2014 (л.д. 97-100). Кроме того сами по себе показания указанного лица не могут поставить под сомнение наличие повода для проведения проверки.
24.02.2014 по итогам рассмотрения заявления был издан приказ заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО "Аршановское", задачами которой являлись проверка фактов, изложенных в жалобе от 19.02.2014 "данные изъяты" по соблюдению действующего законодательства Российской Федерации в области ветеринарии (л.д. 18).
25.02.2014 Управлением Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва в адрес Прокуратуры Республики Хакасия было направлено заявление о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Аршановское".
26.02.2014 по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица заместителем прокурора принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, что согласуется с требованиями п. 10 ст. 10 Закона (л.д. 19).
При таких обстоятельствах, уведомления в соответствии с требованиями п. 17 ст. 10 Закона не требовалось.
Вопреки доводам стороны защиты о поступлении жалобы ФИО4 - 19.02.2013, жалоба ФИО4 поступила в адрес Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва - 19.02.2014, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции. По сведениям, содержащимся в жалобе, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", была проведена проверка, в результате которой были выявлены вышеизложенные нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (п. 4 ст. 16 Закона).
Поскольку по результатам проверки в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" был составлен акт - 07.03.2014, отражающий нарушения требований ветеринарного законодательства РФ, после выявления правонарушения в тот же день - 07.03.2014 был составлен протокол об административном правонарушении, что согласуется с требованиями ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ. В связи чем нарушений сроков составления протокола об административном правонарушении административным органом не допущено.
Доводы стороны защиты о том, что ФИО1 не был наделен правом на участие при составлении протокола и на участие в рассмотрении дела, не свидетельствует об ограничении прав юридического лица, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, уведомление о составлении протокола по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ было получено работником ООО "Аршановское" - 05.03.2014 (л.д. 36). Однако, зная о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, юридическое лицо в административный орган направило ФИО1, действовавшего на основании доверенности от 03.03.2014, наделенного полномочиями, в том числе по представлению интересов общества в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (л.д. 54). О месте и времени рассмотрения дела юридическое лицо было уведомлено надлежащим образом о чем свидетельствует копия протокола ( л.д. 41 об.), в рассмотрении дела принимал участие ФИО1. Таким образом, административным органом в ходе производства по делу каких-либо ограничений прав юридического лица - ООО "Аршановское" не допущено.
Как следует из материалов дела, сотрудники Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва ФИО5, ФИО3 были вызваны и допрошены по факту проведения выездной внеплановой проверки в отношении юридического лица ООО "Аршановское", что не противоречит требованиям КоАП РФ. Представители административного органа не относятся к участникам производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, вместе с тем при рассмотрении дела не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Суд первой инстанции, изменяя постановления административного органа, мотивировал свои выводы о виде назначенного наказания и его размере. Этот вывод суда основан на требованиях ст. 4.1 КоАП РФ и соответствует целям наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ. Назначенное наказание отвечает требованиям справедливости, оснований для его изменения не усматривается.
Вопреки доводам стороны защиты, постановление о привлечении ООО "Аршановское" к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено. Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 27 мая 2014 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении
юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Аршановское" оставить без изменения, жалобу защитника Гончаренко В.И. - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.