Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Жидковой О.В., Игошевой Г.Н.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации города Вологды, Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 27 февраля 2014 года, которым исковые требования Разумовой Н. Н. удовлетворены частично.
На Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области возложена обязанность включить в сводный список молодых семей-претендентов участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на получение социальных выплат в 2014 году по Вологодской области Разумову Н. Н., ФИО, ФИО1.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., объяснения Разумовой Н.Н., ее представителя Разумова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Главы города Вологды от 18.02.2009 N 836 "О признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившими желание получить социальные выплаты в 2010 году", семья Разумовой Н.Н. в составе трех человек признана участником указанной программы.
Постановлением администрации города Вологды (далее - Администрация) от 11.05.2012 N 2570 Разумовой Н.Н., ФИО, ФИО1 отказано в признании участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившим желание получить социальную выплату в 2013 году на основании пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в связи с достижением Разумовой Н.Н. возраста свыше 35 лет.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 19.02.2013, оставленным без изменения апелляционным определением Вологодского областного суда от 29.05.2013, постановление администрации города Вологды от 11.05.2012 N 2570 "Об отказе в признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, в части отказа в признании Разумовой Н.Н., ФИО, ФИО1 участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, признано незаконным. На администрацию города Вологды возложена обязанность признать Разумову Н.Н., ФИО, ФИО1 участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году.
Распоряжением Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (далее - Департамент) от 17.06.2013 N 109 утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году по Вологодской области. Семья Разумовой Н.Н. в указанный список не включена на основании пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в связи с достижением Разумовой Н.Н. возраста свыше 35 лет.
Оспаривая правомерность отказа, Разумова Н.Н., действуя в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО, ФИО1, 25.11.2013 обратилась в суд с иском к Департаменту, мотивирую тем, что являясь с 2009 года участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившими желание получить социальные выплаты в 2010 году", ее семья, соответствуя требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, не получила социальную выплату на приобретение (строительство) жилья по вине Администрации.
Просила суд признать незаконным невключение Департаментом Разумовой Н.Н., ФИО, ФИО1 в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году; возложить на Департамент обязанность включить в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2014 году по Вологодской области Разумову Н.Н., ФИО, ФИО1
В судебном заседании истец Разумова Н.Н., ее представитель Разумов В.В. поддержали исковые требования с учетом уточнений.
Представитель ответчика Департамента по доверенности Соколова Н.А. в судебном заседании иск не признала, указала, что орган местного самоуправления ежегодно до 01 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей-участников программы на получение социальной выплаты; при формировании списков на 2013 год возраст Разумовой Н.Н. превысил 35 лет, что является основанием для исключения ее семьи из указанных списков.
Представитель третьего лица администрации города Вологды по доверенности Иванова Е.Г. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы представителя Департамента.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности, ввиду нарушения норм материального права, указывая, что реализация прав на получение социальной выплаты в части оценки возрастного критерия определяющей датой является день принятия органом исполнительной власти решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, а не день подачи молодой семьей заявления о включении в состав участников программы, равно как и не дата включения молодой семьи в список претендентов в предыдущие годы.
Администрация в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду нарушения норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы изложила аргументы, аналогичные по смыслу и содержанию доводам, приведенным в жалобе Департамента.
Разумова Н.Н. в возражениях на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Пункт 20 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 Правил).
Как следует из материалов дела, семья Разумовой Н.Н. с 2009 года была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившими желание получить социальные выплаты в 2010 года" и включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, поскольку нуждалась в улучшении жилищных условий и соответствовала требованиям, предъявляемым к ней.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 19.02.2013, оставленным без изменения апелляционным определением Вологодского областного суда от 29.05.2013, постановление администрации города Вологды от 11.05.2012 N 2570 "Об отказе в признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, в части отказа в признании Разумовой Н.Н., ФИО, ФИО1 участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, признано незаконным. На администрацию города Вологды возложена обязанность признать Разумову Н.Н., ФИО, ФИО1 участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году.
Распоряжением Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области от 17.06.2013 N 109 семья Разумовой Н.Н. не включена в списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году по Вологодской области в связи с достижением Разумовой Н.Н. возраста свыше 35 лет.
Учитывая данные обстоятельства, а также принимая во внимание, что на момент формирования списка 17.06.2013 семья истца отвечала критериям участников подпрограммы, возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет Правилами не предусмотрена, вывод суда первой инстанции о возложении на Департамент обязанности включить в сводный список молодых семей-претендентов участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на получение социальных выплат в 2014 году по Вологодской области семьи Разумовых следует признать обоснованным.
Доводы апелляционных жалоб о том, что на момент формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в текущем году, утвержденного распоряжением Департамента от 17.06.2013 N 109, Разумова Н.Н. достигла возраста свыше 35 лет, поэтому не может быть участником подпрограммы, отклоняются судебной коллегией как незаконные.
Ссылка подателей жалоб на отсутствие финансирования на указанные выплаты не может являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Вологды, Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Бочкарева
Судьи: О.В. Жидкова
Г.Н. Игошева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.