Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 10 июня 2014 г. по делу N 33-221/2014
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Антонова А.Г., судей Винника С.Ю., Дуняшина О.О., при секретаре Кузнецовой А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего Службы " ... " Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " " ... " Преснякова А.И. об оспаривании действий председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по " ... ", связанных с принятием решения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении на состав семьи из четырех человек, по апелляционной жалобе представителя начальника Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " и председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " по доверенности - Никитина С.М. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выступления представителя начальника Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " и председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " - Никитина С.М. в поддержание доводов жалобы, а также заявителя Преснякова и его представителя - Максимова А.В., просивших решение оставить без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Пресняков обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указал, что 13 февраля 2014 года решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " ему отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в "адрес" с составом семьи из четырех человек.
Полагая вышеуказанное решение незаконным, Пресняков просил признать его таковым и обязать жилищную комиссию принять его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в "адрес" составом семьи 4 человека, а также возместить понесенные судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, уплатой государственной пошлины и оформлением доверенности, на общую сумму 00000 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен начальник Пограничного управления ФСБ России по " ... ".
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2014 года заявление Преснякова удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия начальника Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " и председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по " ... ", связанные с отказом в признании Преснякова нуждающимся в обеспечении жилым помещением, и обязал жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " рассмотреть вопрос о признании Преснякова нуждающимся в обеспечении жилым помещением в " ... ".
При этом в пользу Преснякова с Пограничного управления ФСБ России по " ... " были взысканы судебные расходы в размере 0000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявления судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " и председателя жилищной комиссии названного управления - Никитин, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Преснякова.
В обоснование жалобы он указывает, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Так, по его мнению, суд не мотивировал по каким основаниям пришел к выводу о незаконности принятого жилищной комиссией решения.
Жилищной комиссией Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " оспариваемое решение принималось исходя из содержания обращения Преснякова о признании его нуждающимся в получении жилья составом семьи 4 человека. Кроме этого в судебном заседании представитель заявителя Максимов настаивал на требовании о признании нуждающимся в жилом помещении Преснякова с учетом членов его семьи, а не только одного заявителя.
Как указал Никитин, решение жилищной комиссии об отказе Преснякову в постановке на учет нуждающихся в получении жилья составом семьи 4 человека не препятствует заявителю повторно обратиться в жилищную комиссию с требованием о признании членов его семьи или его самого, нуждающимися в жилом помещении.
Таким образом, по мнению автора жалобы, оспариваемое решение жилищной комиссией является законным и обоснованным.
Начальник Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " и председатель жилищной комиссии указанного управления, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли.
Изучив материалы гражданского дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Согласно п. 7 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениям, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года "N", по итогам рассмотрения заявления жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении от 24 января 2014 года, Пресняков обратился 31 января 2014 года в жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " с просьбой принять его и членов его семьи на учет.
Из справки заместителя начальника Службы - начальника отдела кадров от 18 декабря 2013 года Пресняков проходит военную службу по контракту с 16 декабря 1992 года. Дата окончания контракта "дата". Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более 21 года. Состав семьи: жена - Н., сыновья И. - "дата" г.р. и В. - "дата" г.р.
Согласно справке войсковой части от 29 июля 2009 года N 88 Пресняков в "адрес" жильем не обеспечивался.
Как усматривается из отметки в паспорте Преснякова, он зарегистрирован по адресу: "адрес" (по адресу воинской части) с 27 июня 2011 года.
Из справки администрации " ... " муниципального образования от 28 октября 2013 года "N" следует, что Н. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" с 26 марта 2007 года по настоящее время. Совместно с ней зарегистрированы и проживают И. и В.
Согласно договору найма служебного жилого помещения от 9 марта 2007 года, жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: "адрес", предоставлена Н. для временного проживания в нем в связи с работой в " ... " учреждении "адрес".
Из уведомлений федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 16 августа 2013 года "N" и от 29 августа 2013 года "N", "N", "N" усматривается, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения в отношении заявителя и членов его семьи отсутствуют.
Согласно справкам " ... " филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 5 октября 2013 года N 411, 412, 413, 414, 415 Пресняков и члены его семьи по состоянию на 1 января 1998 года собственниками объектов недвижимости, расположенных на территории района " ... ", по данным реестра объектов капитального строительства не числятся.
Из протокола жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " от 13 февраля 2014 года "N", утвержденного начальником Пограничного управления ФСБ России по " ... " 3 марта 2014 года, следует, что документы, предусмотренные п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилым помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года "N", Пресняковым представлены полностью. При этом Преснякову было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилья в связи с тем, что члены его семьи не проживают совместно с ним.
Как пояснил представитель должностных лиц Никитин в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции, каких-либо иных оснований, препятствующих постановке Преснякова на учет нуждающихся в получении жилья, не имелось.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем каких-либо доказательств тому, что Пресняков не нуждается в получении жилого помещения по избранному им месту жительства, должностными лицами представлены не были.
Таким образом, жилищная комиссия, отказав в постановке на учет нуждающихся в получении жилья членам семьи Преснякова в связи с тем, что они не проживают совместно с военнослужащим, обязана были рассмотреть вопрос о признании нуждающимся самого заявителя, поставившего вопрос об этом, в связи с необеспеченностью жильем.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о нарушении прав заявителя в связи с отказом в принятии его на учет нуждающихся в получении жилья составом семьи один человек в связи с тем, что члены его семьи не проживают совместно с ним является обоснованным, не согласиться с которым оснований у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод автора жалобы о том, что заявитель не ставил перед жилищной комиссией вопрос о признании его одного нуждающимся в получении жилья на существо правильного решения не влияет, поскольку право членов семьи военнослужащего на обеспечение жилым помещением производно от права военнослужащего, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, а поэтому комиссия обязана была рассмотреть вопрос о признании самого военнослужащего в качестве нуждающегося в получении жилья.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного решения, вопреки доводам апелляционной жалобы, не допущено.
Руководствуясь ч.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2014 года по гражданскому делу по заявлению Преснякова А.И. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " и председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по " ... " по доверенности - Никитина С.М. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.