Председатель Ярославского областного суда Ананьев В.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении по надзорной жалобе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации на постановление мирового судьи судебного участка N4 Кировского района г.Ярославля от 20 января 2014 года и решение судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 25 марта 2014 года, которыми
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации, юридический адрес: ... ,
привлечено к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 90000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N4 Кировского района г.Ярославля от 20 января 2014 года Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации признано виновным в неисполнении в установленный срок- до 1 декабря 2013 года пунктов 1, 2, 3 законного предписания главного государственного инспектора Кировского района г.Ярославля по пожарному надзору от 1 ноября 2012 года N ... , выданного в отношении здания по адресу: ... , то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 25 марта 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации - без удовлетворения.
В надзорной жалобе поставлен вопрос о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Автор жалобы полагает, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения не установлена. Указывает, что образовательное учреждение не могло исполнить предписание органа, осуществляющего пожарный надзор, ввиду наличия у здания, расположенного по адресу: ... , статуса объекта культурного наследия федерального значения. Исполнение пунктов первого и третьего предписания, содержащих требования об изменении паркетного покрытия пола зала заседаний ученого совета и об изменении направления открывания дверей эвакуационного выхода из зала заседаний ученого совета, приведет к утрате подлинных элементов объекта культурного наследия, искажению интерьера объекта культурного наследия и нарушению Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Учреждение приняло все зависящие от него меры к исполнению пункта второго предписания, содержащего требования о расширении эвакуационного выхода из зала заседаний ученого совета, требование данного пункта предписания осталось неисполненным в полном объеме из-за недостаточности времени.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы надзорной жалобы, нахожу постановление мирового судьи и решение судьи районного суда подлежащими отмене с прекращением производства по делу ввиду следующего.
В соответствии с ч.3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновнее действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу об административном правонарушении представитель государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации ссылался на невозможность исполнения пунктов первого и третьего предписания, содержащих требования об изменении паркетного покрытия пола зала заседаний ученого совета и об изменении направления открывания дверей эвакуационного выхода из зала заседаний ученого совета, ввиду запрета со стороны департамента культуры Ярославской области. Кроме того, в жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности представитель образовательного учреждения указывал на невозможность исполнения требований пункта второго предписания о расширении эвакуационного выхода из зала заседаний ученого совета в столь незначительный срок, который был установлен органом, осуществляющим пожарный надзор. Заявитель обращал внимание на то, что юридическим лицом были выполнены все зависящие от него необходимые мероприятия по обследованию здания, расположенного по адресу: ... , по проектированию, по получению необходимых согласований на выполнение работ по расширению эвакуационного выхода.
Указанные доводы имеют значение, но не получили должной оценки мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, эксплуатируемое государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" здание по адресу: ... является объектом культурного наследия федерального значения " ... " ...
Согласно ч. 2 ст. 35 и ч. 4 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлен запрет на проектирование и проведение строительных и иных работ на территории памятника, за исключением работ по его сохранению. К таким работам относится в том числе приспособление памятника для современного использования, что включает в себя и обеспечение современных требований пожарной безопасности. Проведение таких работ возможно только на основании письменного разрешения уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия и в соответствии с документацией, согласованной с ним.
В соответствии с охранным обязательством от 15 апреля 2010 года государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации обязано согласовывать с департаментом культуры Ярославской области все работы по содержанию объекта культурного наследия.
В письме департамента культуры Ярославской области от 20 апреля 2012 года содержится прямой запрет на выполнение работ по изменению покрытия пола в зале ученого совета и на изменение направления открывания дверей из зала ученого совета. Одновременно департамент культуры Ярославской области указывает на то, что рассмотрение вопроса о расширении эвакуационного выхода из зала ученого совета в коридор второго этажа возможно после соответствующих инженерных исследований.
Из имеющихся в деле письменных обращений государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации в департамент культуры Ярославской области, в финансовый департамент Министерства здравоохранения Российской Федерации (л.д.46-50, л.д.61) следует, что образовательное учреждение в 2012-2014 годах выполняло мероприятия по обследованию объекта культурного наследия, получению рабочего проекта капитального ремонта конструкций здания с целью расширения эвакуационного выхода, получению согласований на выполнение ремонтных работ, планированию расходов на выполнение ремонтных работ. Указанные действия образовательного учреждения очевидно направлены на выполнение предписания органа осуществляющего пожарный надзор, от 1 ноября 2012 года N ... , а также ранее выданных по данному вопросу предписаний.
Обжалуемые судебные постановления в нарушение ст.ст. 24.1, 26.11, 29.10 КоАП РФ не содержат оценки принимаемым образовательным учреждением мерам к исполнению пункта второго предписания органа, осуществляющего пожарный надзор, а также оценки доводов образовательного учреждения о невозможности исполнения требований пункта второго предписания к установленному сроку и невозможности исполнения пунктов первого и третьего предписания без нарушения положений Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Вывод судьи районного суда о том, что образовательное учреждение могло исполнить требования пунктов первого и третьего предписания путем проведения организационных мероприятий, в том числе: путем проведения расчетов пожарного риска, не мотивирован, является предположительным.
Ни из содержания предписания от 1 ноября 2012 года N ... , ни из содержания протокола об административном правонарушении от 10 декабря 2013 года не следует, что нарушения требований пожарной безопасности, поименованные в пунктах первом и третьем предписания, подлежали устранению исключительно путем выполнения организационных мероприятий, без вмешательства в объемно- планировочные решения здания (помещений).
Таким образом, вину образовательного учреждения в совершении вмененного правонарушения нельзя считать установленной.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N4 Кировского района г.Ярославля от 20 января 2014 года и решение судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 25 марта 2014 года подлежат отмене, а производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ -в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N4 Кировского района г.Ярославля от 20 января 2014 года и решение судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 25 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославская Государственная Медицинская Академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Председатель Ярославского
областного суда В.Н.Ананьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.