Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 20 мая 2014 г. по делу N 33-195/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Лебедева А.Г., судей Гусейнова Т.Г. и Степанова А.А., при секретаре судебного заседания Далбаевой С.Е., с участием заявителя Петровичева А.Л., его представителя Иванова В.М., а также представителя воинского должностного лица и коллегиального органа Ситникова Ю.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ситникова Ю.Ю. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 7 марта 2014 года по заявлению военнослужащего войсковой части 1 старшего прапорщика Петровичева Александра Леонидовича об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 2, связанных со снятием заявителя с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Лебедева А.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления, доводы жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя Ситникова Ю.Ю., поддержавшего доводы апелляционного обращения, объяснения заявителя Петровичева А.Л. и его представителя Иванова В.М. в обоснование законности решения суда первой инстанции, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
как видно из материалов дела, Петровичев в период с 18 февраля 2011 года по 8 марта 2012 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 2.
Решением жилищной комиссии названной воинской части от 9 июня 2011 года (протокол N ... ) заявитель принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом командира этой же воинской части от 10 мая 2012 года N * Петровичев, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющий выслугу более десяти лет, исключён из списков личного состава части с оставлением в списках нуждающихся в получении жилья.
Приказом командира войсковой части 1 от 4 октября 2013 года N ** старший прапорщик Петровичев призван из запаса для прохождения военной службы по контракту и назначен на должность ... взвода ... батареи ... дивизиона.
Решением жилищной комиссии войсковой части 2 от 14 февраля 2014 года (протокол N ... ) заявитель снят с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 26 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 и пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Не соглашаясь с данным распорядительным актом, Петровичев оспорил его законность в судебном порядке.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда заявление Петровичева удовлетворено в полном объёме.
В апелляционной жалобе представитель командира и жилищной комиссии войсковой части 2 Ситников Ю.Ю., ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить и принять новое, которым в удовлетворении требований заявителю отказать.
В обоснование этого автор жалобы, анализируя выводы, изложенные в обжалуемом решении, и, приводя отдельные разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", приводит доводы, которые в своей совокупности сводятся к следующему.
По мнению Ситникова, оспоренное решение жилищного органа является правильным, поскольку, согласно пункту 26 Правил, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае заключения после увольнения в запас нового контракта о прохождении военной службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Поскольку Петровичев 4 октября 2013 года вновь поступил на военную службу по контракту, то у жилищной комиссии имелись все основания для его снятия с жилищного учета в соответствии с пунктом вторым части первой статьи 56 ЖК Российской Федерации, то есть ввиду утраты им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель заявителя Иванов В.М. опровергает её доводы и просит обжалованное судебное постановление оставить без изменения.
Проверив материалы дела в установленных частью 1 статьи 3271 ГПК РФ пределах, окружной военный суд находит обжалованное решение согласующимся с фактическими обстоятельствами, имеющими значение для дела и подлежащими применению правовыми нормами.
Как видно из материалов дела, жилищная комиссия войсковой части 2 своим решением от 9 июня 2011 года, утвержденным командиром той же воинской части, приняла Петровичева на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом первым части первой статьи 51 ЖК РФ ).
При этом, вопреки утверждениям автора апелляционной жалобы, указанное выше решение жилищного органа принято не в порядке, предусмотренном Правилами, а именно в связи с необходимостью обеспечения жилым помещением Петровичева по месту службы.
В силу статьи 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" социальные гарантии военнослужащих внутренних войск обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Закон).
Анализ положений пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Закона указывает на то, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Обеспечение указанных граждан такими помещениями является обязанностью государства в лице федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Пунктом 13 статьи 15 Закона определено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ).
Из представленных материалов усматривается, что заявитель отвечал перечисленным требованиям и дал своё согласие на исключение из списков личного состава воинской части с оставлением в списках нуждающихся в жилье, а поэтому после прекращения военно-служебных отношений справедливо рассчитывал на предоставление ему квартиры на общих основаниях по последнему перед увольнением месту службы.
При этом как правильно указано в обжалованном решении действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений для жилищного обеспечения лиц, состоящих на жилищном учете по месту военной службы до их увольнения и вновь поступивших на военную службу.
В этой связи суд второй инстанции соглашается с выводом гарнизонного военного суда о том, что решение коллегиального органа от 15 февраля 2014 года (протокол N ... ), снявшего Петровичева с жилищного учета на основании подпункта "а" пункта 26 Правил, не основано на законе.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое решение гарнизонного военного суда является правильным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося судебного постановления, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 7 марта 2014 года по заявлению Петровичева Александра Леонидовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и жилищной комиссии войсковой части 2 Ситникова Ю.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Лебедев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.