Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 17 июня 2014 г. по делу N 33-211/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - заместителя председателя суда Шестопалова В.А., судей Войтко С.Н. и Двойцева Ю.В., при секретаре судебного заседания Резановой Н.М., с участием представителя военного прокурора Юргинского гарнизона подполковника юстиции Клопоцкого С.В., представителя командира войсковой части ... майора юстиции Ковалёва Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению военного прокурора Юргинского гарнизона полковника юстиции Шапанова А.В. на решение Томского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2014 года по заявлению последнего, поданному в защиту прав старшего прапорщика запаса Андрейчикова Игоря Николаевича, об оспаривании действий командира войсковой части ... (далее - командир части), связанных с изданием приказа об исключении Андрейчикова И.Н. из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения, доводы апелляционного представления и принесённых на него возражений, объяснения представителя военного прокурора Клопоцкого С.В., просившего об отмене судебного постановления, а также представителя заинтересованного лица Ковалёва Ю.В. в обоснование законности решения суда первой инстанции, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Андрейчиков, уволенный с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, в соответствии с параграфом четвёртым приказа командира части от 10 июля 2013 года N *, с учётом предоставленного основного отпуска, с 10 августа 2013 года исключён из списков личного состава воинской части.
В период основного отпуска заявитель заболел, в связи с чем с 5 по 14 августа 2013 года находился на стационарном лечении, а в последующем без перерыва продолжил амбулаторное лечение.
Приказом командира части N ** от 22 ноября 2013 года параграф четвёртый приказа этого же должностного лица от 10 июля 2013 года N * изложен в новой редакции, в соответствии с которой, с учётом нахождения Андрейчикова на стационарном лечении, дата исключения его из списков личного состава воинской части изменена на 14 августа 2013 года.
Будучи не согласным с исключением из списков личного состава воинской части до окончания амбулаторного лечения, Андрейчиков обратился к военному прокурору Юргинского гарнизона с заявлением о защите его прав. 20 февраля 2014 года указанный прокурор в порядке реализации полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 45 ГПК РФ, оспорил приведённые действия командира части в судебном порядке. В соответствующем заявлении он просил обязать заинтересованное лицо отменить упомянутый приказ от 10 июля 2013 года N * (в редакции приказа от 22 ноября 2013 года N ** об исключении Андрейчикова из списков личного состава воинской части и восстановить последнего в указанных списках до окончания лечения и отбытия не использованных дней отпуска.
По итогам судебного разбирательства заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении военный прокурор Юргинского гарнизона, считая обжалуемое решение необоснованным и незаконным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого автор апелляционного обращения приводит доводы, которые в своей совокупности образуют выводы о том, что поскольку Андрейчиков заболел во время основного отпуска и непрерывно находился на лечении с 5 августа 2013 года по момент обращения к командованию части, то у командира части имелись все основания для отмены приказа об исключении заявителя из списков личного состава и восстановления его на военной службе до окончания лечения.
Также автор обращения указывает, что командир части необоснованно изменил дату исключения Андрейчикова из списков личного состава, с учётом нахождения заявителя на стационарном лечении, на 14 августа 2013 года, поскольку неиспользованные дни отпуска должны быть предоставлены после выписки из медицинского учреждения.
В возражениях на апелляционное представление врио командира войсковой части ... подполковник Кузьменко И.В., опровергая доводы представления, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы участвующих в деле лиц, окружной военный суд находит обжалованное решение подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) определено, что военнослужащий должен быть исключён из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда он находится на стационарном лечении.Согласно пункту 16 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года (далее - Положение), предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчётом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 37 Закона нахождение на лечении, а также следование к месту лечения и обратно относится к случаям исполнения обязанностей военной службы. В силу пункта 18 статьи 29 Положения военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения.
Согласно материалам дела, в период основного отпуска Андрейчиков заболел и с 5 по 14 августа 2013 года находился на стационарном лечении, что подтверждается представленными им в адрес командования части медицинскими документами.
Таким образом, по делу доказан факт нахождения Андрейчикова на стационарном лечении во время пребывания в основном отпуске с 5 по 10 августа 2013 года, то есть в течение шести дней, в связи с чем он вправе претендовать на продление последнего в условиях военной службы с учётом требований пункта 11 статьи 38 Закона и по установленным пунктом 18 статьи 29 Положения правилам.
Вместе с тем, дата исключения Андрейчикова из списков личного состава воинской части приказом должностного лица перенесена на 14 августа 2013 года, что соответствует дате выписки заявителя из медицинского учреждения, то есть без продления основного отпуска на количество дней нахождения заявителя на стационарном лечении, с чем суд первой инстанции согласился.
Поскольку реализации указанного права заявителя препятствуют оспоренные действия командира части, апелляционная инстанция находит их незаконными, а заявление - подлежащим удовлетворению частично.
При изложенных обстоятельствах обжалованное судебное постановление, как базирующееся на неверном применении норм материального права, нельзя признать законным и обоснованным.
Обсуждая способ восстановления нарушенных прав Андрейчикова, окружной военный суд приходит к выводу о необходимости изменения заявителю даты окончания военной службы с 14 на 20 августа 2013 года.
Что касается требований относительно отмены приказа об исключении заявителя из списков личного состава воинской части и восстановления его на военной службе до окончания им амбулаторного лечения, то суд апелляционной инстанции считает их необоснованными. Так, на момент принятия обжалуемого решения Андрейчиков продолжал проходить амбулаторное лечение, а поэтому, в силу вышеприведённой нормы Положения, он вправе ставить вопрос перед командованием части о продлении срока службы в связи с нахождением на амбулаторном лечении в период основного отпуска, лишь после окончания лечения.
При этом не может быть принят во внимание тот факт, что на момент рассмотрения данного дела в апелляционной инстанции Андрейчиков закончил амбулаторное лечение, поскольку указанное обстоятельство возникло за рамками настоящего спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Томского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2014 года по гражданскому делу Андрейчикова Игоря Николаевича отменить и принять новое решение, которым заявление военного прокурора Юргинского гарнизона, поданное в защиту прав заявителя, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия командира войсковой части ... по прекращению Андрейчикову военной службы 14 августа 2013 года, реализованные в приказе этого должностного лица от 10 июля 2013 года N * (в редакции приказа от 22 ноября 2013 года N **).
Обязать командира войсковой части ... путём издания соответствующего приказа изменить дату окончания военной службы заявителя с 14 августа на 20 августа 2013 года и обеспечить его за указанный период положенными видами довольствия.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.