Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей Р.Р. Насибуллина и О.В. Вишневской
при секретаре судебного заседания Ю.А. Гордеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29 января 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Артамонова П.А. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан включить Артамонову П.А. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды службы в Вооруженных силах СССР с 01 октября 1981 года по 30 июня 1983 года, работы в должности преподавателя автодела Верхнеуслонской средней общеобразовательной школы с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 мая 2001 года по 31 августа 2001 года, с 01 июля 2004 года по 31 августа 2004 года, с 01 июля 2005 года по 31 августа 2005 года, с 01 июля 2006 года по 31 августа 2007 года, работы в должности учителя технологии Верхнеуслонской гимназии с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2008 года, с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2010 года, с 01 сентября 2010 года по 30 июня 2012 года и с 01 июля 2012 года по 14 ноября 2013 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан назначить Артамонову П.А. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 15 ноября 2013 года.
Проверив материалы дела и заслушав представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан О.Б. Мишенькину, давшую объяснения в поддержку апелляционной жалобы, П.А. Артамонова, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.А. Артамонов обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан (далее - УПФ России в по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указав, что ответчик решением от 26 мая 2013 года по мотиву отсутствия требуемого педагогического стажа в 25 лет отклонил его заявление, поданное 17 мая 2013 года, о назначении испрашиваемой пенсии, не засчитав в специальный стаж периоды прохождения им военной службы в Вооруженных Силах СССР (с 15 октября 1981 по 15 июня 1983 года) и работы в должностях преподавателя автодела в Верхнеуслонской средней общеобразовательной школе (с 01 сентября по 31 декабря 2000 года, с 01 мая по 31 августа 2001 года, с 01 июля по 31 августа 2004 года, с 01 июля по 31 августа 2005 года и с 01 июня 2006 года по 31 августа 2007 года), а также учителя технологии в Верхнеуслонской гимназии (с 01 сентября 2007 года по 17 мая 2013 года).
Не согласившись с таким решением ответчиком, истец просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости, возложив на ответчика обязанность засчитать спорные периоды в специальный стаж и назначить испрашиваемую пенсию с 15 ноября 2013 года.
В судебном заседании истец требования поддержал, представитель ответчика О.Б. Мишенькина иск не признала.
Суд иск удовлетворил, о чем постановил решение в приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда в части включения в специальный стаж спорных периодов работы в Верхнеуслонской средней общеобразовательной школе и в Верхнеуслонской гимназии, а также назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 15 ноября 2013 года, утверждая, что работа истца при неполной занятости в эти периоды в Верхнеуслонской гимназии в должности учителя технологии, поскольку гимназия и общеобразовательная школа представляют собой разновидности общеобразовательных учрежде-ний, как и в Верхнеуслонской общеобразовательной школе в должности преподавателя автодела, исходя из наименования должности, не подлежала зачету в педагогический стаж на основании пункта 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, согласно которой в специальный стаж вне зависимости от объема учебной нагрузки подлежит включению работа в должности учителя в расположенных в сельской местности общеобразовательных школах.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответ-чика О.Б. Мишенькина апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, истец удовлетворению апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из заявленных в апелляционной жалобе доводов, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Установлено, что решением от 26 мая 2013 года N ... УПФ России по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан по мотиву отсутствия требуемой продолжительности в 25 лет стажа пе-дагогической деятельности отклонил заявление истца, поданное 17 мая 2013 года, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом не зачел в специальный стаж, признанный равным 14 годам 10 месяцам 16 дням, периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР (с 15 октября 1981 по 15 июня 1983 года), работы в должностях преподавателя автодела в Верхнеуслонской средней общеобразовательной школе (с 01 сентября по 31 декабря 2000 года, с 01 мая по 31 августа 2001 года, с 01 июля по 31 августа 2004 года, с 01 июля по 31 августа 2005 года, с 01 июня 2006 года по 31 августа 2007 года) и учителя технологии в Верхнеуслонской гимназии (с 01 сентября 2007 года по 17 мая 2013 года).
Решение суда в части, в которой иск П.А. Артамонова удовлетворен и постановлено включить в специальный стаж периоды период службы в Вооруженных силах СССР с 01 октября 1981 года по 30 июня 1983 года, предметом апелляционного обжалования не является.
Относительно обжалованной части решения суда по делу Судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В силу пункта 2 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж заботы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов заботы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Списком в разделе "Наименование должностей" предусмотрены должности "преподаватель" и "учитель", а в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" как относящиеся к общеобразовательные учреждениям названы "школы всех наименований", "гимназия".
Согласно пункту 4 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01 сентября 2000 года, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
На основании пункта 6 Правил работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Установлено по делу и не отрицалось сторонами выполнение истцом работы в объеме неполной ставки в должностях преподавателя автодела в Верхнеуслонской средней общеобразовательной школе (с 01 сентября по 31 декабря 2000 года, с 01 мая по 31 августа 2001 года, с 01 июля по 31 августа 2004 года, с 01 июля по 31 августа 2005 года, с 01 июня 2006 года по 31 августа 2007 года), учителя технологии в Верхнеуслонской гимназии (с 01 сентября 2007 года по 17 мая 2013 года).
При этом и Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа, и Верхнеуслонская гимназия расположены в поселке Верхний Услон на территории одноименного муниципального района Республики Татарстан, относящемся к сельской местности.
Как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих по разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N761н, при идентичности предъявляемых требований к квалификации (образованию) учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности и социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, при этом проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической, психологической наук, возрастной психологии, школьной гигиены, современных информационных технологий и методик обучения, планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь при этом на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности, обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов), соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, а также осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникаци-онных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся), вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении, участвует в деятельности педагогического, иных советов образовательного учреждения, в деятельности методических объединений и иных формах методической работы, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими) и выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Исходя из того же справочника, преподаватель проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, организует, контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффек-тивные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные, содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании, обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов), соблюдает права, свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий, вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении, участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими, разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников, обеспечивает охрану жизни, здоровья обучающихся во время образовательного процесса, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Из сравнительного анализа вышеуказанных обязанностей учителя и преподавателя следует, что функционально они являются аналогичными и входят в состав преподавательской работы.
Формулировки, изложенные в приведенных актах, позволяют полагать, что преподавательской, а равно учебной, педагогической, воспитательной работе придан один и тот же смысл - все они являются педагогической деятельностью и сводятся к работе с детьми, к их обучению и воспитанию. То обстоятельство, что воспитательная составляющая деятельности акцентированно обозначена при описании должностных обязанностей учителя, следует оценивать с учетом того, что такой же элемент (осуществление воспитательных функций) характеризует и должностные обязанности преподавателя.
Более того, как видно из должностной инструкции преподавателя автодела, утвержденной директором Верхнеуслонской средней общеобразовательной школы от 01 сентября 2000 года, в трудовые обязанности по указанной должности включены в равной степени обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и проведение воспитательной работы в отношении этого же контингента обучающихся.
При установленных данных, учитывая, что Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа, в которой работал истец в спорные периоды (с 01 сентября по 31 декабря 2000 года, с 01 мая по 31 августа 2001 года, с 01 июля по 31 августа 2004 года, с 01 июля по 31 августа 2005 года и с 01 июня 2006 года по 31 августа 2007 года) в должности преподавателя в условиях неполной нагрузки, расположена в сельской местности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о зачете этого периода работы в специальный (педагогический) стаж П.А. Артамонова с применением пункта 6 Правил 2002 года, то есть независимо от выполняемой учебной нагрузки.
С указанным выводом соглашается Судебная коллегия и полагает необходимым отметить, что вопреки ответчиком статье 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каких-либо доказательств тому, что работа истца в этот период не была связана с воспитательным процессом и сводилась к исполнению обязанностей, не свойственных должности учителя, суду ответчиком не предоставлено.
Соответственно, оснований к отмене решения суда в этой части не имеется.
Вместе с тем с тем, Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части включения в специальный стаж истца периодов работы при неполной учебной нагрузке в должности учителя технологии Верхнеуслонской гимназии (с 01 сентября 2007 года по 14 ноября 2013 года).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 18 часов в неделю учителям 5 - 12 классов общеобразовательных учреждений.
Как уже отмечалось ранее, исключение из пункта 4 Правил 2002 года, в силу которого периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01 сентября 2000 года, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), закреплены в пункте 6 этих Правил, позволяющем включать в педагогический стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки работу в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ).
Таким образом, пункт 6 Правил 2002 года распространяется только на работу в общеобразовательных школах, расположенных в сельской местности.
Типовыми положениями об общеобразовательном учреждении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года N1008, а впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N196, предусматривалось, что общеобразовательные (начальные, основные, средние) школы и гимназии представляют собой виды общеобразовательных учреждений и отличаются друг от друга по объему реализуемых общеобразовательных программ.
Соответственно, работа истца в должности учителя технологии, выполнявшаяся в условиях неполной в течение спорного периода (с 01 сентября 2007 года по 14 ноября 2013 года) в Верхнеуслонской гимназии, не может быть засчитана в его специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доказательств того, в этот период истцом вырабатывалась суммарно (по основному и другим местам работы) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы, из материалов дела не усматривается, истцом не представлено.
Таким образом, Судебная коллегия, принимая во внимание о том, что работа в должности учителя технологии в этот период (с 01 сентября 2007 года по 14 ноября 2013 года) истцом выполнялась не на полную ставку, а пунктом 6 Правил такой вид общеобразовательного учреждения, как гимназия, не предусмотрен, приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для включения указанного периода работы истца в стаж его специальной (педагогической) деятельности.
Кроме того, поскольку без учета этого периода работы истцом не выработана необходимая продолжительность в 25 лет стажа педагогической деятельности, то отсутствуют также и основания для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости с 15 ноября 2013 года.
В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены, изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Исходя из приведенных мотивов, решение суда, как не соответствующее обстоятельствам дела и постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене в той части, в которой удовлетворены исковые требования П.А. Артамонова о зачете в специальный педагогический стаж периода работы в должности учителя технологии в Верхнеуслонской гимназии с 01 сентября 2007 года по 14 ноября 2013 года и назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 15 ноября 2013 года.
В этой части надлежит принять по делу новое решение об отказе в удовлет-ворении соответствующих исковых требований П.А. Артамонова.
Руководствуясь статьями 199, 328, 330 (пункты 3, 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29 января 2014 года по настоящему делу в части включения в специальный педагогический стаж Артамонова П.А. периода работы в должности учителя технологии в Верхнеуслонской гимназии с 01 сентября 2007 года по 14 ноября 2013 года, а также назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 15 ноября 2013 года отменить и принять в этой части новое решение.
В удовлетворении иска Артамонова П.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан в части требования о включении в специальный стаж периода работы с 01 сентября 2007 года по 14 ноября 2013 года в должности учителя технологии в Верхнеуслонской гимназии, а также назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 15 ноября 2013 года отказать.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.