Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Сазоновой В.Г. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Мехтиеве В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционным жалобам Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 17 марта 2014 года, которым постановлено:
иск Хасановой Д.И. и Хасанова Р.А. удовлетворить частично.
Признать право Хасановой Д.И. и Хасанова Р.А. на выплату финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере по 50 000 рублей каждому.
Взыскать с Казны Российской Федерации в пользу Хасановой Д.И. и Хасанова Р.А. по 50 000 рублей финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в связи со взрывами снарядов в ночь с 2 на 3 июня 2011 года на арсенале номер 102 Главного ракетно- артиллерийского управления Министерства обороны РФ, расположенном в районе "адрес" Республики.
В части иска об обязании включить Хасанову Д.И. и Хасанова Р.А. в список на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации Полевую Л.М., поддержавшую свою апелляционную жалобу, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Халилова С.В., поддержавшего свою апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хасанова Д.И. и Хасанов Р.А. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан - Правительству Республики Татарстан, Казне Российской Федерации-Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Татарстан, ГУ МЧС России по Республике Татарстан, Министерству обороны Российской Федерации о признании за ними права на выплату финансовой помощи за частично утраченное имущество, и взыскании данной финансовой помощи в их пользу в размере по 50 000 рублей каждому.
Требования мотивированы тем, что в ночь со 2 на 3 июня 2011 года произошел пожар и взрывы снарядов на арсенале номер 102 Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны Российской Федерации, расположенном в (районе "адрес" . В связи со случившимся был поврежден и признан аварийным дом, в котором находится принадлежащая им квартира по адресу: "адрес" . На момент чрезвычайной ситуации в квартире они были зарегистрированы. После чрезвычайной ситуации Хасановы Д.И., Р.А. обратились в Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан с заявлением на выплату финансовой помощи в связи с повреждением и утратой имущества.
Им выплачено по 10 000 рублей единовременной материальной помощи. Остальные денежные средства не получены до настоящего времени.
В дальнейшем им стало известно, что МЧС России необоснованно исключило их из списка на получение финансовой выплаты за частично утраченное имущество. Все документы ими были представлены.
Хасановы Д.И., Р.А. просили признать за ними право на получение данного вида финансовой помощи и обязать выплатить денежные средства в размере по 50 000 рублей каждому.
В ходе рассмотрения дела истцы изменили и дополнили свои исковые требования, в качестве ответчиков в иске указали Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий (МЧС России), Правительство Российской Федерации, Казна Российской Федерации - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, третьим лицом указали Министерство обороны Российской Федерации. Кроме первоначальных требований просили включить их в список на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, из которого они были исключены.
Хасанова Д.И., и ее представитель Каримова М.Ю., представляющая также интересы Хасанова Р.А. в суде иск поддержали.
Представитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан Панков А.Л. в суде иск не признал.
Представитель МЧС России Манжиков И.А. в суде иск не признал.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РТ - Вориков В.М. в суд не явился.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Халилов С.В. в суд не явился.
Представитель Правительства Российской Федерации и третьего лица Министерства обороны РФ в суд не явились.
Судом постановил решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Кабинета Министров Республики Татарстан просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В жалобе указывается, что все обязательства в ходе ликвидации указанной чрезвычайной ситуации Правительство Российской Федерации исполнило в полном объеме и иных обязательств не имеет. Кабинетом Министров Республики Татарстан и органами местного самоуправления не принимались нормативные правовые акты, предусматривающие выплату материальной и финансовой помощи гражданам в указанных объемах.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан просит решение суда отменить. В жалобе указывается, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является причинителем вреда. В резолютивной части решения суда не содержится указания на конкретный орган, представляющий казну Российской Федерации, с которого подлежит взысканию сумма финансовой помощи. Хасановыми Д.И., Р.А. не представлены доказательства предоставления копий своих паспортов для выплаты финансовой помощи.
В возражении на апелляционную жалобу Хасановы Д.И., Р.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представители Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Правительства Российской Федерации, ГУ МЧС России по РТ, Министерства обороны РФ, Хасановы Д.И., Р.А. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для их участия в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закона N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 2 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих Полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту "л" части 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Статьей 18 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. "г"). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации ( часть 2 статьи 18).
Согласно части 1 статье 24 Закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации следствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда (действовавшие на момент вышеуказанной чрезвычайной ситуации).
Согласно пункту 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (пункт 4).
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 п.6 Правил).
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 пункт 7 Правил).
В соответствии с подпунктами "г", "д" пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий ... (далее - Методические рекомендации).Федеральный орган исполнительной власти и (или) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившийся с просьбой в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в течение месяца подготавливает, согласовывает и представляет в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, обосновывающие документы. Формы обосновывающих документов приведены в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
Ответственность за подготовку обосновывающих документов и достоверность содержащихся в них сведений возлагается на руководителя федерального органа исполнительной власти и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившегося в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда, и представившего их в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
Списки граждан на получение как единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, подписываются руководителем (его заместителем) ОУФМС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждаются руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 года N 36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайники, стаканы, чашки, столовые приборы, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), столы, стулья, электро-газоплиты, водонагреватель или отопительные котлы. Указанный перечень является закрытым.
В соответствии с Методическими рекомендациями, список граждан на получение единовременной материальной помощи должен соответствовать приложению N 6, а список граждан на получение финансовой помощи приложению 17 "а". При этом согласно Методическим рекомендациям граждане включаются в список на получение единовременной материальной помощи на основании проведенного обследования, по результатам которого составляются акты обследования частных жилых помещений (приложение N 6а), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи, а в качестве документов, удостоверяющих личность принимаются паспорта нового образца, свидетельства о рождении (только для лиц, не старше 14 лет); справка, удостоверяющая личность и выданная ОУФМС России по субъекту Российской Федерации только в случае утраты паспорта и действительная на момент рассмотрения списка.
В соответствии с требованиями Методических рекомендаций, граждане включаются в список на получение финансовой помощи на основании проведенного обследования имущества граждан, по результатам которого составляются акты обследования имущества граждан (приложение N 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. А в качестве документов, удостоверяющих личность, как и при включении в список на получение единовременной материальной помощи, принимаются: паспорта нового образца; свидетельства о рождении (только для лиц, не старше 14 лет); справка, удостоверяющая личность и выданная ОУФМС России по субъекту Российской Федерации только в случае утраты паспорта и действительная на момент рассмотрения списка.
При этом согласно пункта 9.2.2 Методических рекомендаций, приложение к актам обследования утраченного имущества и списку граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества копии паспортов граждан, включенных в список, является рекомендуемым, а не обязательным.
Из материалов дела следует, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 2-3 июня 2011 года из-за пожара и взрывов на складах Министерства обороны РФ возле "адрес" . В результате ударной волны получили повреждения и были признаны аварийными ряд жилых домов в г.Агрыз. Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района Республики Татарстан был подготовлен Сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания в г.Агрыз РТ, разрушенных в результате возникшего пожара с последующими взрывами на территории артиллерийских складов Министерства обороны РФ. В указанный сводный реестр жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания включен дом по адресу: РТ, "адрес" .
В "адрес" на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по месту жительства и проживали: Хасанова Д.И. с 26 июня 1984 года и Хасанов Р.А. с 02 октября 2002 года. Они были признаны пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации и включены в списки на получение единовременной материальной помощи по 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества по 50 000 рублей.
В списках на получение гражданами финансовой помощи, направленных в МЧС России, которые соответствуют приложению N7 "а" Методических рекомендаций, были указаны полные данные паспортов истцов (серия, номер, кем выданы, когда выданы), место их жительства и регистрации. Данный список был согласован и подписан руководителем ОУФМС России по Республике Татарстан, руководителем ГУ МЧС России по Республике Татарстан, руководителем Агрызского муниципального района Республики Татарстан и утвержден Премьер- министром Республики Татарстан.
Хасановым Д.И., Р.А. была выплачена единовременная материальная помощь по 10 000 рублей каждому. Финансовая помощь за частично утраченное имущество в размере по 50 000 рублей выплачена не была. Судом установлено, что основанием для исключения истцов из списка на получение финансовой помощи, явилось то, что представленным спискам не были приложены копии паспортов истцов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истцов в части, суд пришел к выводу, что действия МЧС России по исключению Хасановых Д.И., Р.А. из списка на получение финансовой помощи не могут быть признаны правомерными, так как согласно Методических рекомендации, утвержденных 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий ... , приложение копии паспортов к указанным спискам носит рекомендательный, а не обязательный характер, они были исключены из списка необоснованно. При этом суд исходил из того, что истцы были зарегистрированы и проживали в пострадавшем от взрывов жилом помещении, материалами дела установлено, что имущество первой необходимости у них пострадало, что взрывы и пожар в войсковой части вблизи поселка Пугачево в ночь с 2 на 3 июня 2011 года были признаны чрезвычайной ситуацией межрегионального масштаба, то выделение средств на ликвидацию последствий данной чрезвычайной ситуации является в силу статьи 24 Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" расходным обязательством Российской Федерации.
С обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда судебная коллегия соглашается, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны. Они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства. Вместе с тем, резолютивная часть решения подлежит уточнению.
Возлагая обязанность по выплате финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации за счет казны Российской Федерации суд исходил из того, что указанные обязательства являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Порядок и условия выплаты финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". Указанным постановлением утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда. Бюджетные ассигнования на выплату финансовой помощи за частично утраченное имущество выделяется федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительством Российской Федерации из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таких данных резолютивная часть подлежит уточнению указанием о взыскании в пользу истцов финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Не являются основанием к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, поскольку правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от
17 марта 2014 года по данному делу оставить без изменения, уточнив резолютивную часть указанием о взыскании в пользу Хасановой ФИО1 , Хасанова ФИО2 по 50 000 рублей финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в связи со взрывами снарядов в ночь со 2 на 3 июня 2011 года на арсенале номер 102 Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в районе "адрес" , за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Апелляционные жалобы представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.